Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Промежуточные выводы ВНО

Простые задачи, вмешательство репетиторов и политические манипуляции — о каких тенденциях свидетельствует нынешняя кампания по независимому оцениванию?
4 августа, 2020 - 11:09
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Впервые за 13-летнюю историю независимое оценивание имело все шансы не состояться. Дистанционное обучение, отмена пробного тестирования — все вело к тому, что и основную сессию ВНО провести не удастся. Минздрав не давал однозначного ответа, позволят ли тестирования в период карантина, поэтому и университеты, и абитуриенты, и родители вполне серьезно рассматривали сценарий экзаменов. Но в Министерстве образования все время настаивали: поступления без ВНО не будет ни при каких обстоятельствах. По наименее оптимистическому сценарию, вступительную кампанию даже могли перенести на осень, но проходить она должна была только по результатам тестов.

Отстоять ВНО удалось, но результаты его основной сессии не слишком порадовали общественность. Часть тестов обернулась скандалом: спорные вопросы, низкие пороговые баллы и большой процент тех, кто не смог их набрать. Так какие же выводы можно сделать из нынешних результатов тестов и действительно ли тенденции столь критичны?

ПОРОГОВЫЕ БАЛЛЫ — СТАНДАРТНЫЕ

Основной конфликт разгорелся вокруг низких пороговых баллов в тестах. По сравнению с прошлым годом они опустились на один-три пункта по каждому предмету. Например, по математике порог упал с 11 до 9 баллов, по иностранным языкам с 19 до 17, по истории Украины с 27 до 25. Эта тенденция — ожидаемая. Исполняющий обязанности директора Украинского центра оценивания качества образования Валерий Бойко еще в начале июля заявлял, что экспертная группа будет учитывать карантин, поэтому пороговый балл выставит низкий. Соответственно, у большего числа учащихся будет возможность сдать ВНО и больше людей смогут получить 200 баллов.

С момента введения ВНО и до 2014 года существовал единый пороговый балл для всех дисциплин — 124 балла, но тогда этот результат не был обоснован. Впервые пороговые баллы на ВНО появились пять лет назад, рассказывает экс-директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук: «Когда мы только вводили эту процедуру, руководители министерства сразу отметили, что балл не может быть слишком высоким, потому что университеты не наберут абитуриентов. Но ВНО проводится с целью отобрать лучших, а не всех пустить в университет. Тогда нет смысла тратить десятки миллионов на проведение тестирования, чтобы практически всех, кто сдал хоть как-то выполненные работы, считать сдавшими ВНО».

Поэтому пороговые баллы не были высокими изначально и до сих пор колеблются в пределах 1-2 пунктов. Например, в 2015 году, когда эта система только начала работать, чтобы сдать математику, нужно было набрать всего 10 баллов, а иностранный язык — 13. Бывают годы, когда по какой-то дисциплине абитуриенты демонстрируют лучшие результаты, соответственно растет и пороговый балл. Например, в 2017 году резко вырос порог по химии — до 17 баллов. Но это скорее исключение.

«НЕ ПРОЙТИ ТЕСТ — НЕ ЗНАЧИТ НЕ ЗНАТЬ ПРЕДМЕТ»

Сразу несколько средств массовой информации недавно выпустили материалы с «сенсационными» заголовками: «23тыс. абитуриентов не знают украинского языка». Мол, именно столько выпускников не смогли преодолеть пороговый балл тестирования по дисциплине. В то же время Игорь Ликарчук призывает воздержаться от таких громких выводов: «Меня серьезно настораживают некоторые манипулятивные заявления с политическим привкусом вокруг результатов ВНО в этом году. Когда начинают говорить, что все ученики, не сдавшие ВНО по украинскому языку, его не знают, а кто не сдал ВНО по математике — не знают математики. Они не сдали тест, а делать вывод о том, знают ли они дисциплину на основании результатов ВНО — нельзя. Если бы мне сегодня дали тест по украинскому языку и литературе, то я не знаю, сдал ли бы его. Но это не значит, что я не знаю украинского языка».

В этом году результаты ВНО сложно сравнивать с другими годами, ведь его сдавали не все выпускники, как раньше. Те, кто должен был сдавать ГИА в форме ЕГЭ, могли от него отказаться в связи с эпидемиологической ситуацией. Это несколько повлияло на результат. Если же посмотреть на статистику, то в действительности количество людей, которые не смогли сдать тест, не так критично, как его интерпретируют. В частности, украинский язык в этом году «провалили» 8,32% выпускников. В прошлом году таких было почти вдвое больше — до 16%.

РЕПЕТИТОРЫ ЗАНИЖАЮТ БАЛ?

На днях директор Харьковского регионального центра оценивания качества образования Александр Сидоренко обвинил репетиторов в том, что они «забирают баллы у абитуриентов». Мол, некоторые из них ежегодно сдают тестирование, чтобы подтвердить свою компетентность и своими высокими баллами занижают рейтинг других.

«Среди лиц, получивших 200 баллов, достаточно большое количество выпускников прошлых лет, — отмечает пан Сидоренко. — Мы проанализировали их данные. Оказывается, что некоторые из них выбрали для прохождения ВНО один предмет, возраст — за 30. Более того — некоторые сдают ВНО ежегодно в течение последних четырех лет... Мы нашли сайт с онлайн-подготовки к ВНО в Полтавской области (а-ля репетиторы), где все эти 200-балльницы предлагают свои услуги и указывают, что они сдали в этом году ВНО на 200! Почему нельзя использовать обнародованные материалы и определять свой уровень? Зачем тратить средства налогоплательщиков ежегодно?».

В то же время Игорь Ликарчук выражает сомнение по поводу того, что такое явление требует определенной реакции или ограничений прохождения ВНО выпускникам прошлых лет.

«Я не думаю, что количество репетиторов, которые приходили сдавать ВНО, настолько высоко, что оно очень существенно могло повлиять на результат. В рамках определенной группы произошло перераспределение, но это не является существенным фактором. Своего рода это тоже манипуляция, которая может иметь целью посеять неприязнь к репетиторам. Хотя если бы их не было, то 70% учащихся не сдали бы даже самое простое ВНО», — заключает ексголова УЦОКО.

ГЛАВНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ — ВНО СОСТОЯЛОСЬ

Среди главных достижений нынешнего ВНО эксперты выделяют одно — оно произошло несмотря ни на что, хотя и угрозы срыва действительно были.

«По-моему, все мы должны выразить большую благодарность УЦОКО и региональным центрам за то, что в очень напряженных условиях они смогли в штатном режиме провести тестирование на достойном уровне», — утверждает экс-заместитель министра образования Егор Стадный.

Стадный также обращает внимание на то, что через две недели после наиболее массовых тестирований, а именно по украинскому языку и математике, количество больных «ковид» не выросло: «Из этого можно сделать вывод, что ВНО никогда не представляло угрозы в распространении коронавируса. Наша команда изначально стояла на этих принципах и убеждала всех, что режим и регламент проведения ВНО, определенные санитарные нормы обезопасят участников тестирования. Думаю, эти данные опровергают аргументы, которыми обосновывали нынешнюю отмену обязательного ГНА в форме ВНО. Это решение было поспешным и неоправданным. Также такая эпидемиологическая картина должна сделать смелее решения правительства в организации следующего учебного года».

ЗА ШАГ ДО РЕФОРМИРОВАНИЯ

Независимое оценивание по праву считают одной из самых успешных реформ украинской системы образования. Ее одобрительно оценивают не только эксперты. Согласно последним социологическим опросам Центра Разумкова и Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива, 67,4% украинцев поддерживают систему ВНО. Такого уровня поддержки не имеет практически ни одна инициатива и ни один орган государственной власти. Тем не менее, система ВНО нуждается в модернизации, так как в течение 13 лет не претерпевала существенных изменений. Прежде всего это касается содержания задач, которое пока не совсем соответствует современным подходам к образованию: «Вопросы в тестах рассчитаны на элементарное воспроизводство знаний, — объясняет Игорь Ликарчук. — При том касаются дат, фактов или событий, которые далеко не всегда являются определяющими, да и вообще стоящими запоминания. Возьмем тест по украинскому языку и литературе: подавляющее большинство вопросов здесь на знание грамматических правил, а должны были бы демонстрировать владение языком».

 Также существенных изменений требует и технология проведения тестирования. Сама идея ВНО предусматривала, что в перспективе оно должно стать компьютеризированным, но к этому еще не пришли.

«Компьютерное тестирование создает гораздо больше возможностей и позволяет давать более разнообразные тестовые задания, чем бумажное, — объясняет Егор Стадный. — Задачи станут более интерактивными, позволят проверять не только возможности воспроизведения информации, но и практическое применение. Также мы сможем, в частности, провести тест на разговаривание по иностранному языку. К сожалению, это все еще не тестируется, хотя на практике такая форма владения языком гораздо более востребована, чем письмо».

Дальнейшее развитие ВНО требует немалых инвестиций. По словам Егора Стадного, их команда в МОН успела заручиться согласием Всемирного банка предоставить Украине льготный кредит в 200 млн долларов на поддержку и реформирование системы высшего образования и ВНО. За эти средства можно будет не только усовершенствовать тестовые задания, но и лучше развить систему «производных» от ВНО: тестирование по иностранному языку при поступлении на магистратуру или законодательное ВНО. Впоследствии независимое оценивание планируют ввести и вместо выпускных экзаменов на определенных направлениях в университетах.

Елена БЕРЕЖНЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ