Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Прорыв или паллиатив?

В Харькове открылся первый городской Центр содержания бездомных животных
14 июня, 2012 - 12:02
ФОТО АВТОРА
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Вчера в Харькове торжественно открылся первый городской Центр содержания бездомных животных. Наверняка Харькову завидуют многие жители из разных городов Украины, особенно те, которые сочувственно относятся к проблеме. На первый взгляд, гордиться и правда есть чем: комплекс рассчитан на содержание около 500 собак и 50 кошек. На базе Центра предусмотрена современная ветклиника, зоны для выгула, дрессировочная площадка, карантинный блок. Одним словом, приют европейского образца. Как сообщил «Медиа-центр «Харків-2012», подобного центра содержания бездомных животных нет ни в одном городе Украины (за исключением Киева). Казалось бы, вот она — первая ласточка, настоящий рай для харьковских четвероногих бродяжек. Если бы не одно НО.

ПРИЮТ НЕОГРАНИЧЕННОГО ПРИЕМА. ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

Центр будет работать как приют неограниченного приема. Ведь это для украинского сознания слово «приют», воспринимаемое почти как экзотизм, априори — благо для животных, рисует картины милосердия и помощи, собачье-кошачьей идиллии. За границей же приюты четко делятся на два вида — ограниченного и неограниченного приема. Между ними есть существенное различие: первые не умерщвляют здоровых животных, способность же вторых принимать неограниченное количество животных достигается за счет умерщвления предыдущих «постояльцев».

Приюты ограниченного приема, как правило, принадлежат общественным организациям и частным лицам, неограниченного — являются муниципальными. Частные приюты перестают принимать животных, как только заканчиваются свободные места, зато попавших туда «счастливчиков» содержат пожизненно. В приютах неограниченного приема любое животное, не нашедшее себе хозяина за строго определенное время, умерщвляется. Но в странах, где проблема бездомных животных решается гуманно не первый год, система налажена таким образом, что количество умерщвлений минимально.

А у нас?

Если говорить о Харькове, то 13 июня вряд ли станет переломным днем, с которого начнется счастливая жизнь для харьковских четвероногих.

Схема безвозвратного отлова и приюта неограниченного приема уже действует в нашем городе полтора года — с начала 2011 года. В ведении коммунального предприятия «Центр обращения с животными» (ЦОЖ), которое открывает «приют», уже находится городской Центр передержки животных. Собственно, Центр содержания — это всего-навсего наконец-то достроенное здание на территории Центра передержки. Меняется слово в названии, а схема работы остается прежней: всех отловленных на улицах города собак свозят в Центр, где их сортируют на перспективных для пристройства и неперспективных. Неперспективных через пять-семь дней (как того требует Закон Украины «О защите животных от жестокого обращения») умерщвляют. Перспективным дают больше времени и шанс найти дом.

ЗА ФАСАДОМ

Красноречивым является тот факт, что одним из первых приобретений Центра стала... кремационная печь. Да и в первоочередной необходимости ее приобретения нет ни у кого сомнений: согласно представленной официальной статистике, из отловленных и попавших в Центр передержки животных пристраивается лишь около 5%, остальные 95 — усыпляются. По подсчетам зоозащитников, из этих 5% большая часть — опекунские собаки, т.е. те, о ком на улице заботились опекуны, а после отлова целенаправленно искали и забирали домой. Т.е. собственные усилия «приюта» по поиску дома для своих «постояльцев» минимальны.

Да и кого пиарить сотрудникам Центра? Полуголодных, грязных, обезумевших от ужаса животных? По свидетельствам очевидцев, животные, которых удалось забрать из Центра, находились в состоянии истощения и панического страха, неадекватно реагировали даже на те раздражители, к которым ранее были безразличны. Очевидно процедура отлова, характеризуемая нами как гуманная, является таковой лишь для нас — для животных она остается неизгладимой психологической травмой.

Истощенное состояние животных также объяснимо: дешевый сухой корм, который закупается для них, собаки, как правило, не едят, а альтернативы кормления «сушкой» им не предоставляют.

Приученность к выгулу у приютских животных также не культивируется, т.к. не хватает персонала. Животные соседствуют в вольерах со своими экскрементами.

В результате, чтобы потенциальный хозяин получил чистое, здоровое, открытое для общения с людьми животное, волонтеры забирают собак на домашнюю временную передержку, где за свой счет содержат, лечат и стерилизуют животных, своими силами находят им дом. Но ведь этим же волонтеры харьковских зоозащитных организаций занимаются и вне приюта. Одно лишь отличие — собак они берут непосредственно с улицы, хотя по сути между уличной и приютской собакой разницы никакой нет, за исключением суммы, потраченной городским бюджетом на ее отлов и содержание в приюте. Получается, государство платит службе отлова и «приюту», а «до ума» доводит животное все равно волонтер — бесплатно.

Кроме того, довольно часто служба отлова не довозит отловленных животных до «приюта», умерщвляя их на месте или по дороге к скотомогильнику. Свидетельства тому — многочисленные обращения граждан, ставших свидетелями отлова, желающих в этот же день забрать пойманное животное, но не нашедшие их в «приюте». Но это уже претензии к работе службы отлова.

Изменится ли что-то, кроме красивого фасада «приюта» и большего потока животных-смертников после 13 июня, с началом работы крытого оборудованного помещения? Повысится ли процент «усыновленных» из приюта животных? Станут ли они меньше стрессовать в приюте после «гуманной» процедуры отлова? Расширится ли штат сотрудников приюта настолько, чтоб появилась возможность уделять несчастным животным достаточно внимания? Вопросы, очевидно, риторические.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Реклама КП «ЦОЖ» активно предлагает перечень услуг, в числе которых — «прием ненужных животных». Нетрудно догадаться, что ждет принятых животных. Очевидцы рассказывают, что сотрудники, коробками принимая щенков и котят, не утруждают себя подробностями о дальнейшей судьбе малышей или же рисуют оптимистические картины — «всех пристроим, всем найдем дом». Таким образом, присыпляя совесть обратившихся граждан, сотрудники ЦОЖ «припудривают» проблему перепроизводства животных. Ведь пока каждый украинец не поймет, что каждый появившийся на свет помет беспородных котят или щенков — это еще одна партия потенциальных смертников, — проблема бездомных животных никогда не будет решена.

Но об основном профиле приюта, «гуманной эвтаназии», как-то в Харькове говорится мало, в основном акцент делается на уникальности чудо-приюта, первого в Украине, отвечающего всем требованиям западных стандартов, с пропускной способностью 1500 животных в месяц. Однако это не 1500 счастливчиков, уехавших в новый дом, а 1500 потенциальных смертников, которым нужно умереть, чтоб освободить место для следующих. И кому посчастливилось больше — тем, кто попал в приют, или тем, кто остался за его забором, на улице, где о них заботятся неравнодушные люди? Вряд ли ответ будет однозначным.

БЛАГО ДЛЯ ЛЮДЕЙ ИЛИ ЖИВОТНЫХ?

Конечно, «приют», т.е. Центр содержания бездомных животных, делает город более красивым и комфортным для людей. Но вот несет ли он хоть каплю счастья бездомным собакам и кошкам?

Безусловно, по сравнению с городами, где бездомных животных до сих пор забивают по старинке прямо на улице палками или стреляют в них запрещенным законом, но очень популярным среди коммунальщиков дитилином, — открытие харьковского городского Центра содержания бездомных животных — это прорыв на новый уровень обращения с животными. Но, на наш взгляд, каждому горожанину следует совершить экскурсию за забор собачьего рая, чтобы знать настоящую цену красивой сказке и отсутствию животных на улицах города.

P.S. И помните главное — животные из харьковского «приюта» ждут своих хозяев и волонтеров для помощи. Тел. (057) 294-35-14, (057) 751-73-30

Марина БЕССАРАБОВА, волонтер харьковского зоозащитного движения
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ