Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Просчет с анкетой

Почему родителей смутила министерская проверка знаний школьников
30 мая, 2018 - 11:45

На сайте Украинского центра оценивания качества образования недавно появилась информация об общегосударственном мониторинговом исследовании «Состояние сформированности читательской и математической компетентностей выпускников начальной школы». В новости детально объясняют суть исследования и его задачу (об этом позже). Но нет ни слова о том, что стало основанием для обнародования новости, потому что появилась она неспроста. Дело в том, что к журналистам киевского издания обратились родители, чьи дети посещают одну из школ Печерского района столицы. Просили разобраться, что это за странное анкетирование детей о количестве комнат в квартире и мобильных телефонах в семье. Еще бы попросили дать данные банковских карточек и счетов, возмущались взрослые.

Как выяснилось, ученики четвертых классов действительно заполняли анкету с упомянутыми вопросами, но все это официально, анонимно и в рамках упомянутого мониторинга читательских и математических компетентностей школьников. Об этом опросе Министерство образования и науки информировало еще в конце прошлого года, отмечая, что информация нужна для реализации проекта «Новая украинская школа» и переход на 12-летнюю систему обучения. То есть для реформы среднего образования. Почему родители испугались утечки личной информации и возмутились, чиновники не понимают. Но, возможно, проверять математическую грамотность детей можно иным образом, обходя вопрос состояния семьи.

ПОГРУЖЕНИЕ В ДЕТСКУЮ ЖИЗНЬ

Возвращаясь к объяснениям УЦОКО по поводу упомянутого мониторинга, в общем, ничего экстраординарного не произошло. Так, для разработки анкет использовали международный опыт, в частности подходы авторитетных сравнительных исследований качества образования: PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study, международное исследование прогресса читательской грамотности, которая проводится среди четверокласників) и TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study, международное исследование тенденций математического и естественно-научного образования, проводится среди учеников четвертых и восьмых классов). На сайте УЦОКО опубликованы образцы некоторых вопросов, полученных школьниками.

Например, чтобы понять читательскую осведомленность детей, их спрашивают, как часто читают книги, где их берут (в библиотеке или исключительно покупают), что происходит на уроках чтения в школе и как ученики относятся к чтению в целом. Математический блок содержит вопрос об отношении к урокам математики, имеются ли дома компьютер, планшет, другие гаджеты.

Мы не нашли вопросов о количестве комнат в квартире и тому подобное, возможно, УЦОКО обнародовал анкеты частично. Кроме того, анкеты содержали вопросы, насколько комфортно ребенок чувствует себя в школе, интересуются ли его школьной жизнью мама и папа, посещает ли он внешкольные занятия, часто ли прогуливает уроки и тому подобное. Такой опрос должен показать, в какой среде ребенок растет, что влияет на формирование его личности и тягу к знаниям или, наоборот, — на нежелание учиться.

АНОНИМНОСТЬ ГАРАНТИРОВАНО

Как заметил «Дню» директор Украинского центра оценивания качества образования Вадим Карандий, претензии к анкетированию имели только в одной школе. Напомним, речь идет об элитном Печерском районе Киева с престижными заведениями образования. Возможно, этот фактор сыграл свою роль в скандале. Но родителям ничего бояться, потому что мониторинг — анонимный. Организаторы не собирают списки учеников-участников исследования, им известно лишь о количестве учеников в отдельном классе.

Еще родители жаловались, что школу никто не предупреждал о таком мониторинге. На самом деле руководители заведений образования предварительно получили информацию об исследовании и должны были предупредить родителей о его проведении. По крайней мере, это предусматривал приказ Минобразования от 9 февраля 2018 года относительно проведения первого цикла мониторингового исследования.

«Исследование проходило избирательно по всем школам страны. Его данные сейчас обрабатываются, результаты появятся в конце года, они будут публичными, — объясняет Вадим Карандий. — Такое тестирование будет проводиться раз в два года именно среди  четвертоклассников, чтобы смотреть, какие изменения происходят в школе. А вопросы из анкеты нужны, чтобы понять, какие достижения у детей разного происхождения, разного состояния, с разными задатками. Нужно сделать качественный факторный анализ, какие аспекты способствуют или препятствуют получению качественного образования».

По словам Вадима Карандия, анкетирование рассчитано на период до 2026 года, когда можно будет наверняка сказать, что начальная школа претерпела соответствующие изменения. «Некоторые вопросы будут корректироваться в зависимости от того, какую информацию нужно получить, — добавляет директор УЦОКО. — Но это не просто срез знаний, чтобы получить данные, сколько учеников написали эту работу на 1 или 12 баллов, потому что не будет понятно, что стало поводом для этого. Возможно, это был класс, отобранный определенным образом, возможно, это заслуга учебно-методического комплекса и программ, возможно, заслуга учителя или сочетание разных факторов».

ВОПРОСАМ НЕ ХВАТИЛО КРЕАТИВА

Вадим Карандий еще раз отметил, что никаких скрытых задач анкетирование не имеет, исключительно контроль качества обучения в связи с реформой средней школы. Ведь проблем много, и низкая математическая грамотность — среди них.

Об этом «День» не раз беседовал со старшим научным сотрудником Института математики НАН Украины, кандидатом физико-математических наук Ириной Егорченко. Каждый образованный человек должен обладать базовыми знаниями по математике, убеждена она. Осенью вместе с командой общественной организации «Точка роста: образование и наука» она проводила курсы математической грамотности для взрослых. Спрос был безумный. Мы поинтересовались у пани Ирины, правильную ли методику проверки математических компетентностей школьников избрали в Минобразования.

«На самом деле определение математических компетентностей очень важно. Это не только знание математики, а ориентация в этой науке в целом, — акцентирует Ирина Егорченко. — У нас, к сожалению, очень много людей, и чиновников тоже, любую числовую информацию воспринимают неадекватно. Например, индексы цитирований — это уже стандартный пример неадекватного использования чиновниками числовой информации для оценки науки. Для детей можно придумать другие тесты. Информация о количестве комнат в квартире может действительно показать, как ребенок ориентируется в математике. Но вместе с тем ребенок может написать какую-то цифру наугад. Я знаю, что на уровне четвертого класса возникают трудности с переходом через десяток при сложении, проблемы с умножением, в понимании разницы между цифрой и числом. Вместо того, чтобы определять количество комнат, лучше попросили бы нарисовать многоугольник и написать, сколько там вершин, или нарисовать картинку и посчитать, сколько чего на ней изображено».

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ