17 ноября — первая постановка оперетты Имре Кальмана «Сильва (Королева чардаша)».
Фильм «Рождение нации» Д. У. Гриффита. В основе фильма тезис о том, что все несчастья Америки связаны с поражением в Гражданской войне и отменой рабства негров. Настоящие герои фильма — мстители из ку-клукс-клана. Фильм вызвал протесты среди представителей общественности, критики. Производство фильма стоило сто тысяч долларов.
«Ягненок» — первый фильм с участием американского актера Дугласа Фербенкса (1884-1939), который воплотил в себе черты настоящего американца и философию «американского панамериканизма» (made in USA) — ловкого, изобретательного, сообразительного, с лица которого никогда не сходит улыбка и которого никогда не покидает хорошее настроение.
Маринетти издал свою вторую театральную программу — «Манифест футуристического синтетического театра» . На смену традиционному театру должен был прийти театр «синтетический, алогичный, динамичный, симультанный, ирреальный». В это же время была создана актерская труппа во главе с Берти, которая возила футуристические «синтезы» Маринетти по всей Италии. Синтезами Маринетти называл крошечные пьески-сценарии (всего их было написано шестьдесят штук), в которых были реализованы все заявления футуристических манифестов. В синтезе «Симультанность» на сцене одновременно и почти без слов протекала жизнь мещанской семьи и кокотки. Синтез «Основы» имел такой вид: занавес на сцене поднимался на высоту, которая позволяла видеть людей, которые находятся на ней, только по пояс. Эти половинки тел должны были дать зрителю представление о ситуации, в которой находились их «владельцы». Здесь были солидные, утопленные в кресло зады, «разговаривающие» с эффектными ножками; ноги, которые переступали от нетерпения, ноги, которые постукивали по полу и т. п. В синтезе «Едут» сцена представляла собой банкетный зал с накрытым посредине столом. Услышав от мажордома «Едут», слуги делали последние приготовления к приему гостей. Гости так и не появлялись. В синтезе «И ни одной собаки», который неизменно вызывал раздраженную реакцию публики, по сцене, представляющей пустынную ночную улицу, пробегала собака. Потом занавес опускался. В пьесе-синтезе «Вулкан» любовники-эротоманы решали сделать свою страсть похожей на извержение Этны, чтобы соединить красоту наслаждения с красотой разрушения, после чего разыгрывалась пиротехническая мистерия при участии Этны, Луны, поэта и толпы, доведенной до экстаза, а сами любовники погибали под вулканической лавой, в то время как поэта убивала толпа, опьяненная от его эротико-разрушительных стихотворений.
1916
8 февраля — Тристан Тцара нашел слово «дада» («деревянный кузнечик»), которое легло в основу «дадаизма» — творческого направления. Дадаисты устраивали спектакли, в которых участвовали Бретон, Супо, Элюар, Арагон, Пере, Рибемон-Дессень, Сати, Кокто, Макс Жакоб. Главным идеологом дада был Тристан Тцара, автор пьес «Газовое сердце», «Платочек из облаков», «Первое...» и «Второе небесное приключение господина Антипирина». Основной теоретический постулат дада — «мысль формируется во рту». От этого дадаистского постулата позже родилась техника «отключения ума» и «автоматического письма». Главными критериями искусства в дадаизме были: полный разрыв с традициями мирового искусства, побег от мира, представление о мире как о сумасшедшем хаосе. В 1918 году Эрвин Пискатор, Виланд Херцфельде, Георг Гросс и другие создали в Берлине дадаистский кружок. Мечтая создать дадаистский театр, они однако не осуществили своего намерения, вместо этого создали театр политический. Пискатор вспоминал об этом периоде: «В то время мы приклеивали бороду Моне Лизе, превращая ее в мужчину. Мы прятали искусство, и Георг Гросс танцевал степ на могиле, в которой лежало мертвое искусство. Все это было почти Беккетом а la 1918, но мы не ждали Годо, мы желали фактов». В 1927 году студенты Парижской художественной школы в соответствии с традицией утопили в Сене сделанную ими куклу — художественное олицетворение дадаизма.
16 мая — Лесь Курбас организовывает в Киеве театральную студию из студентов, которые учились в Музыкально-драматической школе им. Г. Лысенко. С сентября студия выступает под названием «Молодой театр», с февраля 1918 года — как общество на доверии «Молодой театр». Это был, по словам В. Василько, «небольшой кружок интеллигентной театральной молодежи, большинство из которой до сих пор не принимало участия в существующих профессиональных трупах в силу некоторых материальных причин, а больше моральных... Охота разве молодому телом и душой артисту идти в дело, где ставят «Зайцев», «Паливоду», «Колбасу... « и т. п.. Если играть такие пьесы, то лучше и вовсе не играть... Работали они почти всю осень и целую зиму над «Царем Эдипом», искали пластичное движение, тон...»
Силами Украинских сечевых стрелков под опекой и охраной коменданта Сборной Станицы во Львове и коменданта Коша УСС организован украинский театр, который работал в Галичине и Херсонщине. Играли в нем члены УСС.
Исаак Эльгард основал в Америке собственную труппу для украинских спектаклей. С этой труппой он объехал Нью-Йорк, Филадельфию, Балтимор, Питсбург, Кливленд, Детройт, Чикаго, Сен-Луис, Торонто, Квебек, Монреаль и другие города. В репертуаре театра были «Запорожец за Дунаем», «Майская ночь», «Тарас Бульба», «Мартын Боруля» и «Суламиф».
1917
28 января — в Киеве, в городском саду «Шато-де-Флер» (ул. Александровская, 12) открылся театр-варьете «Шато».
20 февраля — в Киеве «оперетту «Зон» сменил одесский фарс Михаила Чернова, ехидно названный Я. Ядовым как «курс раздеванья». За исключением «фарса» на высшее общество Берлина «Приют кающихся грешниц», бывшего, как сообщали газеты, под запретом в Германии, в театре также идут фарсы, «трактующие о прелестях, которые сулят нам узы Гименея». Здесь проводятся «веселые вечера Парижского жанра», ставятся «спектакли-монстры», состоящие из драм, комедий, фарсов и шаржей».
26 февраля — в нью-йоркской студии «Victor» пятеро белых музыкантов из Нового Орлеана записали первую джазовую пластинку. «Original Dixieland Jazz Band» выполнил пьесы «Livery Stable Blues» и «Dixieland Jazz Band One-Step».
16 марта — в Киеве «День праздника революции» — массовая манифестация, в которой отдельной колонной под желто-голубыми знаменами участвовали украинские организации. Разрушение памятника премьер-министру России П. Столыпину на Думской площади. Создание Украинского военного клуба им. гетмана Полуботко (председатель — поручик М. Михновский).
1 апреля — в Киеве состоялась первая всенародная манифестация, названная Праздником Свободы, с участием украинской армии, студентов, рабочих, чиновников, учеников и т. д. На площади отслужили панихиду за погибших на войне украинских военных. Во время манифестации выступал Михаил Грушевский, призывая всех принять присягу перед образом Шевченко.