Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Прощальная хроника от Александра Клековкина

17 ноября, 2000 - 00:00

1969

ОСМЕЯНИЕ СИДА. Роже Планшон поставил «Осмеяние и растерзание наиболее знаменитой из французских трагедий «Сида» Корнеля, которая сопровождается «жестокой» казнью драматурга и бесплатной раздачей консервированной культуры. На фоне условной декорации «замка» актеры в строгих костюмах нежных цветов собираются играть знаменитую трагедию Корнеля о любви Родриго и Химены. Но внезапно рушится задняя стена замка и сквозь пролом на сцену врываются трое: «обычный француз», скромная домохозяйка и эмансипированная дамочка. Эти трое явились сюда, чтобы отрицать право на постановку классической трагедии.

ВУДСТОК. Вудстокский фестиваль музыки и искусства — наивысшая точка движения хиппи. Этот год историки западной культуры называли «Обществом коммун». По данным социологов Г. Кросу и Е. Прайна с 1969 по 1974 г. было основано около 2,5 тысяч сельских коммун хиппи, коммун, которые имели собственные названия: «Черный нарцисс», «Свиноферма» и т. д. Сама идеология хиппи не представляла собой стройной теоретической системы, однако содержала ряд постулатов, в которые хиппи верили: человек — свободен; достичь свободы можно, изменив внутренний строй души; красота и свобода тождественные друг другу величины и реализация того или другого — чисто духовная проблема; поступки внутренне раскованной личности определяются стремлением сохранять свою свободу как наибольшую драгоценность; все, кто разделяет сказанное, являются членами духовной общины; все, кто думает иначе, ошибаются; душевному освобождению помогают наркотики. Моральные максимы хиппи лаконичны, как катехизис: — занимайся своим делом; ни к кому не лезь и не вмешивайся в чужие дела; не суетись. Именно поэтому основной санкционированной формой поведения хиппи был призыв «Just Being! « — «Жить просто так! « Излюбленное изречение — «Времени не существует! « Излюбленный лозунг: — «Leave Me Alone! « — «Оставьте меня в покое! « и «Make Love, Not War! « — «Творите любовь, а не войну! « Часы и календарь, с точки зрения хиппи, никому не нужные изобретения. Ведь на вопрос «который час? « хиппи отвечает: «Красивое время! « Во время своего фестиваля, украсив себя бусами, перьями и цветами бородатые парни и длинноволосые девицы — хиппи — расположилась среди посевов конопли на территории в тысячу с лишним акров земли, арендованной у местной молочной фермы, где в течение трех дней жили лагерем, пели песни и слушали певцов, курили и глотали наркотики, ходили голыми, знакомились друг с другом, вытворяли что заблагорассудится, утверждая веру в ценности, которые были вызовом для окружающих: любовь, дружбу, простоту и право делать что хочется, не подчиняясь никаким установлениям. Билет на фестиваль стоил семь долларов, однако большинство проникло на него бесплатно. Причем, не столько из бедности, сколько из принципа.

ИНТИМНЫЙ ТЕАТР ИНГМАРА БЕРГМАНА. У любого театрального представления, считает Бергман, есть «двойник», ведь драма играется одновременно и на сцене, и в сознании зрителей. Таким образом принцип «камерности» и «интимности» предусматривает активизацию творческих усилий аудитории, способность и готовность аудитории ведения диалога со сценой. Для достижения «диалогичности» Бергман использует самые разнообразные приемы, смысл которых заключается в идентификации зрительного зала и сцены. Идея идентификации, по Бергману, может быть реализована многими средствами — цветом, светом, пространством: в «Гедди Габлер», например, наиболее выразительным средством сценического оформления был красный бархат — такой же, как и в зрительном зале, а интенсивность освещения сцены и зрительного зала в течение всего представления совпадала. Другому заданию на уровне отношений со зрителем подчинен прием «театра в театре», который обеспечивает, с одной стороны, необходимую дистанционность, которая определяет меру «театральности», «искусственности» того, что происходит на сцене, а с другой стороны, содействует переосмысливанию сути эстетической функции зрителя. Зрители-наблюдатели следят за событиями «театра в театре» одновременно с теми актерами, на которых в данный момент возложена функция наблюдателей и, которые спустя некоторое время станут и сами активными участниками действия. «Солидаризируясь» со зрителями, «театр приглашает их стать партнерами в комедийной интриге», которая служит «эстетизации аудитории». Прием «иллюзии зеркальности» развивал у Бергмана идеи тесного, интимного общения со зрителем, во время которого «аудитория зеркально отображает состояние сцены». Так, например, в «Сонате привидений» актеры, которые стоят на авансцене, смотрят в зрительный зал и видят «за ним» то, «что происходит за спинами зрителей». По мнению Бергмана, такой прием содействует установлению наиболее тонкого взаимопонимания между актерами и зрителями, лишает общение дискретности. Использование Бергманом «киноприема» направлено на то, чтобы «локализировать», «сконцентрировать» внимание зрителей.

МИНИМАЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Одно из направлений модернизма — минимальное искусство (другие названия — «искусство первичных структур», «постживописная абстракция», «искусство острых граней»). Форма в этом направлении редуцирована до минимума, т.е. сведена к простейшим геометрическим фигурам. Минималисты предлагали, например, в качестве произведений искусства пластмассовые и металлические коробки, квадратные листы жести, ряд прямоугольников, ровно окрашенных планшетов и т.п. Часто такие «произведения» выполнялись на заводе по эскизам художника. Для этого направления характерны крайняя механистичность, имперсональность и анонимность выполнения. Выдающиеся его представители: Эллсуорт Келли, Френк Стелла, Карл Андрэ, Чарлз Хинман, Дональд Джадд, Жюль Олитски, Кеннет Ноланд.

1970

КУЛЬТУРА КАК БИЗНЕС. В Нью-Йорке напечатана скандальная книга г. Маклюэна «Культура — это наш бизнес», на страницах которой автор писал: «Реклама — это пещерное искусство двадцатого века. Как и пещерная живопись, она является средством не личного, а корпоративного выражения. Бизнес и культура в новой информационной среде стали взаимозаменяемы».

ФЕСТИВАЛЬ ХЕППЕНИНГА. В Штутгарте состоялась выставка мирового хеппенинга.

(Начало см. в «Дне» от 28.01. Продолжение следует)

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ