«Ми — усі вояки УПА і всі підпільники, зокрема і я — свідомі, що раніше чи пізніше нам доведеться згинути в боротьбі з брутальною силою. Але запевняю вас, — ми не будемо боятися вмирати, бо вмираючи будемо свідомі того, що станемо добривом української землі. Ця наша рідна земля потребує ще багато добрива, щоб у майбутньому виросла на ній нова українська генерація, яка довершить те, що нам не суджено було довершити...», — эти знаменитые слова главнокомандующего УПА Романа Шухевича датированы июлем далекого 1944 года.
Свыше семи десятилетий спустя, в октябре 2017 года, держа в руках копию своего уголовного дела, связная Шухевича Ольга Илькив назовет передачу настоящих документов своей большой победой над ее лютым палачом — следователем НКВД.
«ОЛЬГА ИЛЬКИВ ОСТАЛАСЬ ЕДИНСТВЕННОЙ, КТО НЕПОСРЕДСТВЕННО РАБОТАЛ С РОМАНОМ ШУХЕВИЧЕМ»
«Среди связных Романа Шухевича в живых не осталось уже никого. Несколько лет назад умер его охранник Любомир Полюга, еще раньше — связные Дарья Гусяк, Катерина Зарицкая... Ольга Илькив осталась единственной, кто непосредственно работал с таким титаном освободительного движения как Роман Шухевич. Об освободительном движении она знает немало изнутри. К счастью, на протяжении последних лет Ольгу Илькив много записывали историки. Вероятно, со временем это станет основой большого исследования о связных Романа Шухевича или другого труда об освободительной борьбе», — отмечает Михаил РОМАНЮК, историк, исследователь ОУН и УПА, старший научный сотрудник Института украиноведения им. Ивана Крипьякевича НАК Украины.
Ольга Илькив приобщилась к написанию знаковых страниц истории освободительной борьбы 1940—1950-х годов. Она была одной из тех, кто развивал тогдашний украинский «Червоний хрест», а с 1945 года — в подполье. Известная под псевдо «Роксоляна» и «О.Звиробий». Работала в женской сети ОУН. Была связной главнокомандующего УПА Романа Шухевича. В свое время он даже жил в ее квартире в течение зимы 1947-го.
Ольга Илькив прошла все дороги подпольной борьбы, за что потом 14 молодых лет провела в тюрьмах. Это пример невероятной целенаправленности и жажды к независимости. Ольга Илькив — именно та, у которой нам следует учиться непокоренности и последовательности, которых так недостает сегодня. Эта 97-летняя ветеранка УПА — не просто страница истории, которую нужно прочитать. Идет речь о живой истории, с которой можно и нужно общаться.
Но уделяет ли достаточно внимания общество таким выдающимся персонам как Ольга Илькив? Должным образом ли власть независимой Украины оценила вклад тех, кто ради этой долгожданной свободы нашего государства когда-то отдал все? К сожалению, позитивного ответа на эти вопросы дать не можем.
Непосредственных участников освободительной борьбы остались единицы. Во время независимости Украины они должны были бы получить больше возможностей, чтобы быть услышанными и увиденными грядущими поколениями, чтобы к ним доносить свою правду, чтобы им передать свой опыт. Но не было должного запроса от общества, не интересовалось ими достаточно медиа. Жаль, что большинство из них теперь к украинцам будет говорить в лучшем случае со страниц учебников по истории.
• «У меня спрашивают: где секрет вашего долголетия? Секрет — в человечности и отзывчивости ко всему живому. Бог постоянно со мной, все время обмениваюсь с Ним мнениями» (журнал «Країна»)
• «Нас, украинцев, обворовывали всегда, и мы вынуждены были терпеть. Такова наша судьба. Мы имеем богатую землю, но окруженную врагами» (Радио Свобода)
• «Передача дела — это победа над моим худшим следователем Лавренко, такая была его фамилия. Это был палач, который издевался, пока мог. Он меня бил и перехитрил, дал мне психотропное вещество, которое не разрешено даже в тюрьмах. Возможно, потому я ослепла. Не было перерыва, рано и вечером, не было времени даже паек, который давали нам, поесть. Приводили и отводили, а другой смотрел в окошко. Важно, что я перетерпела и покончила с собой, за меня, видимо, кто-то молился на том свете... Лавренко мне сказал, что я не найду своих детей, которых у меня забрали. А если найду, он мне сказал, то они мне плюнут в лицо. Я тогда сказала, что буду искать их от хаты до хаты, от села до села» (Радио Свобода)
• «Мы никогда не должны сдаваться и забывать, кто мы есть. Мы сегодня — как большая семья, и в эту трудную минуту каждый должен что-то сделать для Украины. Я помню всех, кто погиб за украинскую независимость, и молюсь за них. Я не могу их забыть и до смерти буду помнить. Они в моем сердце. Молюсь даже за добрых кагэбистов, которые шли нам навстречу. То были украинцы, которые не до конца потеряли душу. И проявляли человечность в неожиданных моментах» (galka.if.ua)
• «Мы должны рассчитывать только на себя, потому что Европа смотрит только, чтобы уберечься от России. Она не понимает, какой это коварный враг. И диктует нам неприемлемые условия. Но это мы европейцы и должны влиять и формировать большую политику. Чтоб так и было, должны выбирать во власть тех, у кого действительно болит душа за Украину» (galka.if.ua)
Историк Михаил Романюк отмечает: «Буквально в последние дни я дважды слушал выступления Ольги Илькив — на вручении ей копии архивно-уголовного дела и во время торжественной академии по случаю отмечания 75-летия УПА в Львовской опере. В своих 97 лет она здраво мыслит, четко расставляет приоритеты, хорошо и сполна понимает национальное значение освободительной борьбы и то, что она дала для Украины и подрастающего поколения.
Конечно, очень жаль, что львовская власть только в этом году, учитывая очередной юбилей УПА, смогла как-то материально посодействовать этой выдающейся фигуре».
Да, пани Илькив время от времени вспоминают и отмечают разнообразными наградами. Орден княгини Ольги III степени, звание «Львів’янка року» и так далее. Факт таков, что Ольга Илькив никогда не прекращала бороться. Грустно, что во времена независимости ей приходится противостоять тем вызовам, которые не подходят человеку такого исторического масштаба.
Реальность такова, что с начала 90-х годов она проживает в бывшем семейном общежитии, расположенном во львовской «хрущевке». Места в однокомнатной 30-метровой квартире мало, потому гостей она обычно принимает за столиком на улице.
Новое жилье для связной Романа Шухевича власть предержащие пообещали еще десять лет тому назад. И только сейчас, к годовщине создания УПА ей наконец приобрели во Львове однокомнатную квартиру, площадью 45 метров квадратных. Городская и областная власть совместно выделили по 400 тысяч гривен на квартиру для пани Ольги. Есть конкретная надежда, что до конца года Ольга Илькив сможет поселиться в новостройке. И это все при том, что сравнительно скоро ей исполнится уже 100 лет.
«АРХИВНО-УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА — ОЧЕНЬ ЦЕННЫЙ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ДОСТАТОЧНО ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ИСТОЧНИК»
А теперь подробнее об уже упомянутой другой победе Ольги Илькив. По случаю 75-ой годовщины создания УПА сотрудники СБУ во Львовской области передали копии уголовных дел Ольге Илькив и подпольщице Анастасии Петричкович. В случае пани Илькив, идет речь о трех томах копий пожелтевшей бумаги, в которых вся ее жизнь — от подпольной борьбы до ссылки. Своеобразная биография, написанная руками энкаведистов.
«То, что архивно-уголовные дела начинают выдавать подпольщикам УПА и их семьям, — это большой шаг вперед на современном этапе, — резюмирует историк Михаил Романюк, который изучал архивные документы Главного управления СБУ во Львовской области. — В настоящее время мы видим в действии закон от 9 апреля 2015 года «О доступе к архивам репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917—1991 года».
Архивно-уголовные дела — очень ценный, но в то же время достаточно противоречивый источник. Ценное он потому, что часто только благодаря этим делам мы можем узнать некоторые уникальные данные об освободительном движении того периода. А противоречивость заключается в том, что нужно осознавать, насколько по-разному чекисты добывали эти свидетельства от арестованных. Идет речь и о силовых допросах, и о провокациях.
Материалы архивно-уголовных дел нужно прорабатывать с другими источниками. Идеальным вариантом историки считают возможность сопоставить материалы архивно-уголовного дела с повстанческими документами и с воспоминаниями самих участников или очевидцев».
Продолжая тему архивов и их значения, исследователь ОУН-УПА Михаил Романюк также отмечает: «Другая проблема заключается в том, что открытие архивов касается далеко не только архивно-уголовных дел. Это только один из видов документов, которые сохраняются в силовых структурах. Также не нужно забывать об отчетах военно-чекистских операций, делах агентуры и так далее. Есть масса разных документов, о которых рядовые люди не знают, а ученые только теперь начинают с ними работать, поскольку часто вообще не было известно, какие документы есть в том или другом архиве. Например, наряду с архивно-уголовными делами есть также другой уникальный источник — так называемая агентурно-поисковое дело, которое открывалось в те времена на отдельного человека или целую ячейку подполья. Туда чекисты собирали все имеющиеся у них материалы: агентурные сообщения, протоколы допросов и тому подобное. С этими вещами в Украине пока работает не так много ученых. Бесспорно, нужно заполнять эти исторические пробелы новыми исследованиями».
Пробелы заполнять нужно не только историкам, но также обществу и власти, которые часто не уделяют необходимого внимания тем, кто его в действительности заслуживает. Ведь именно на примерах таких людей, как Ольга Илькив, должно крепнуть и расти современное украинское общество.
ФОТО ЯРОСЛАВА ТЫМЧИШИНА С САЙТА GAZETA.UA