Сейчас в Киеве понемногу возобновляет работу малый бизнес, начинают работать кофейни, парикмахерские, небольшие магазины с промышленными товарами. На прошлой неделе я посетил район ДВРЗ, который находится на окраине Киева. Еще лет 15-20 назад он имел довольно печальную славу, из-за своей замкнутости и того, что большая часть местных работала здесь, на вагоноремонтном заводе и довольно неприветливо относилась к приезжим. Времена изменились, сейчас это хороший район относительно «недалеко» от метро, в котором сохранилась интересная оригинальная архитектурная застройка 1930-50-х годов (напомним, «День» рассказывал об архитектурных особенностях района в материале Марии Прокопенко «Пересменка»). Сейчас район также остается неприветливым, но теперь только для захватчиков. Но с приветливыми людьми, которые в такие трудные времена работают и вдохновляют других. Именно такова хозяйка небольшого кафе Валентина. В первые дни она, как и все остальные в Киеве, не работала, но через несколько дней не выдержала, открыла свое кофейню. Выпив кофе, я воспользовался возможностью записать историю этой очень приятной и оптимистической женщины.
Вот что рассказала Валентина:
«Мне 53 года, родилась в Хмельницком. Здесь работаю уже третий год, и живу тоже недалеко. 24 февраля меня разбудил звонок сына. Говорит: мам, началась война, бомбят аэродромы. Очень страшно было. Все разрушилось в один день, жизнь стала совсем другой. Начались такие волнения, не знала, что делать, люди начинают уезжать, кто-то куда-то собирается, на вокзалы, все непонятно. А эти смерти, смерти детей. Как уничтожают наши города, прекрасные города…. Это очень большая беда….
Но за некоторое время я открылась, даже начала готовить еду, волонтеры приезжали, забирали, готовила, пока у меня были продукты. Потом начала приходить и просто открывать, чтобы люди могли войти. Это очень тяжело, когда человек не знает, куда себя девать. А так пришел, попил кофе, согрелся. Это не столько бизнес сейчас, как быть просто нужной, чтобы просто кто-то пришел, согрелся, сказать кому-то хорошее слово и самому держаться, потому что очень болит. Люди приходят, плачут, рассказывают о своей беде. Были у меня из Николаева, рассказывали об ужасах. Сегодня приютили семью, они возвращались из Донецкой области, дали им пока квартиру, чтобы отдохнули, им надо ехать дальше. Машина обстреляна, в осколках. Страшно, что это произошло в нашей прекрасной стране. Мирные, умные трудолюбивые люди, искренние, и такая страшная беда случилась. Но мы должны все держаться вместе, мы выстоим, мы красивая, умная интеллигентная нация, которая имеет право жить на своей земле и забрать каждый метр своей земли. Никакого Крыма, никакого Донецка, ничего им не видать! Все будет наше. Мы сильны, и мы должны жить в Украине!
Сейчас угощаю кофе, булочками. Булочки выпекаю сама. Есть с яблочком, с капустой, сосиски есть. И пицца тоже есть. Из того, что есть. Я не знаю, работают ли в районе кофейни, думаю, что нет. Я понимаю тех людей, которые уехали из Украины: нужно спасать детей. А я буду до конца на своей земле и буду молиться, просить бога, чтобы поскорее этих паразитов с нашей земли выгнать. И чтоб их не было, никогда. Я за период войны сказала очень много некрасивых слов, я материлась, я посылала тот самый корабль туда, когда посылают все. Я прокляла путина, наверное, с ног до головы.
А о наших военных молюсь – они хорошие, сильные, держатся, молодцы, настоящие мужчины и у нас настоящая страна. И президент наш, я за него голосовала, он оправдал мои надежды. Украина уже не будет такой, как была. Она должна стать единой, сильной, демократической.
В первый день после победы, наверное, буду целовать землю, благодарить бога, благодарить военных, что мы победили и что мы можем ходить по своей земле, радоваться солнцу, тем людям, которые приходят, видеть своих родных. Это самое главное. И молиться за тех, кого нет с нами. А дальше буду строить, что-то делать, планировать бизнес. Самое главное – выжить, выстоять и победить».
Уже на выходе из кафе Валентина в очень повелительном тоне угостила меня теплой выпечкой с яблоками. Едва сдержался, чтобы не съесть по дороге домой, аромат свежей сдобы проходит легко сквозь любые защитные пакеты. Ожидания оправдались: просто невероятно вкусно! Теперь знаю, куда ехать за свежей выпечкой, как бы это не было далеко.