Людмила Арутюнян, Ирина Михайлова и Людмила Сапрыкина — имена тех педагогов, которые первыми попали под увольнение за сотрудничество с боевиками так называемой ДНР и нарушение присяги государственного служащего. Все три женщины были главными специалистами в департаменте образования и науки Донецкой ОГА. И хотя непосредственно с учениками они не работали, но за нарушение закона «Об образовании» и поддержке террористов подлежат увольнению. А фактов, когда учителя пропагандировали среди учеников присоединение восточных регионов к России, помогали проводить так называемые референдумы, собирается немало. Конечно, есть те, кто оказывал ожесточенное сопротивление, при этом рисковал собственной жизнью. Но те, кто, действительно, провинился, не имеют права учить детей морали, патриотизму и человечности.
Своеобразную люстрацию среди учителей Минобразования осмелилось официально объявить в конце июля. Но, как объясняют в пресс-службе министерства, это скорее не приказ, а напоминание, чтобы за это дело активно взялись местные органы власти совместно с общественными активистами. И по сути, от того, насколько сильным будет желание уволить непригодных учителей непосредственно у чиновников на местах, как обнародуют эти случаи активисты, зависит конечный результат.
Волонтеры, которые посещают освобожденные от террористов населенные пункты, неоднократно свои разговоры сводили к тому, что нужно проводить чистку в просветительских рядах. Потому что ничего не изменить — значит дать шанс и дальше существовать пятой колонне. Председатель общественного совета МОН Галина Усатенко называет этот процесс не столько люстрацией, сколько проверкой на профессиональную пригодность учителей.
— Это не личностные решения, должна быть разработана процедура и механизмы такого увольнения. А с другой стороны, если мы имеем немало визуальных примеров, когда учителя, преподаватели уничтожают украинскую символику, выступают на митингах, призывают к этому учеников, или случай на факультете Донецкого университета, выпускники которого возглавили эти сепаратистские движения, то здесь нарушения для расследования очевидны, — объясняет Галина Усатенко. — Разработанной схемы от МОН нет, потому что школы — это прерогатива местных органов власти. Мы можем надеяться на общественный мониторинг. А заявления о том, что видеодоказательства — не достаточный аргумент для увольнения, не выдерживают критики. Именно заявления родителей и учеников вместе с видеоматериалами в комплексе формируют базу информации. Здесь работа общественных активистов очень важна. Второй компонент — это работа с администрациями, которые должны были бы ответственно к этому отнестись.
Другой вопрос — кем заменить уволенных псевдоучителей. Ведь значительное количество педагогов выехало из зоны АТО, и новый педагог должен быть настоящим наставником, не зааганжированным идеологически. В МОН приводят пример последних дней, когда в Донецке так называемые министры образования и заместители обратились к преподавателям одного из вузов с требованием приступить к выполнению обязанностей. Часть сразу отказалась, часть пообещала подумать. Реакция МОН — немедленно уволить тех, кто захотел подумать, потому что это нарушает присягу государственного служащего. Поэтому речь в первую очередь о том, каких педагогов общество хочет видеть возле своих детей.
Сколько может быть потенциально таких учителей, в МОН точную цифру не называют. Объясняют, что информация относительно конкретных лиц есть в СБУ, у волонтеров, много таких случаев заснято и задокументировано. И это не такое большое количество лиц, потому что большинство педагогов все-таки не запятнали свое имя и репутацию, убеждены в министерстве.
Но похоже, что такая проверка на нравственность и профессионализм нужна не только в Луганской и Донецкой областях. Как рассказала Галина Усатенко, недавно в Общественный совет МОН обратились активисты из Харькова, в одной из школ чиновники хотели присоединить украиноязычный класс к русскоязычному — для экономии средств. Но обнародование информации и вмешательство так сказать «сверху», решили ситуацию. А вот что пишет блогер Сергей Иванов в социальной сети: «Ребенок рассказал, что его учитель по английскому толком не знает языка, допускает грубые ошибки и на замечания не реагирует. Кроме того, эта прекрасная женщина, которая работает в одной из украинских школ Киева, на уроках рассказывает ученикам, что Украину продали Америке, и мы теперь у нее в пожизненной кабале».