Команда ГП «Медицинские закупки Украины» - открыта для коммуникации, причем не только с журналистами, но и с пациентами, врачами и поставщиками лекарств. Это огромный плюс для предприятия, которое распоряжается миллиардами гривен на приобретение лекарств (в прошлом году бюджет ГП достигал 10 млрд грн). За свои почти 14 лет работы в журналистике едва ли не впервые имею опыт, когда государственное предприятие рассказывает подробно, как работает и как тратит наши с вами средства как налогоплательщиков, чтобы больницы и пациенты получали лекарственные средства вовремя, а лекарства были качественными и недорогими для государства.
К примеру, среди государственных предприятий, работающих в медицинской сфере, есть еще «Укрвакцина», «Укрмедпроектстрой», «Государственный экспертный центр МЗ»... Но никто из них не коммуницирует с обществом так, как «Медицинские закупки Украины». Не стоит расценивать это как похвалу, это скорее положительная черта, которая может пригодиться каждому государственному учреждению.
ЭКОНОМИЯ
Сначала о самом важном - о деньгах. 2020 год стал первым, когда полностью ГП МЗУ развернуло свою деятельность и начало закупку по централизованным направлениям. Стоит добавить, что МЗУ занимается только централизованными закупками. А есть еще программа «Доступные лекарства», это сфера ответственности Национальной службы здоровья Украины. Также НСЗУ и больницы отвечают за приобретение лекарств по программе медицинских гарантий. И четвертое направление закупок проводят местные органы власти за свои средства. Лекарства, которые покупает МЗУ, не попадают в аптеки, а предназначены для всех пациентов и доставляются в больницы напрямую.
Итак, закупки 2020 года осуществлялись по 14 направлениям (это онкология, гемофилия, ковидные вакцины, средства индивидуальной защиты, аппараты ИВЛ, автомобили скорой помощи и т.д.). На это все МЗУ имело 9,6 млрд грн, из них сэкономлено государству 2,7 млрд грн. То есть государство могло еще раз использовать эти средства в прошлом году или перенести их на следующий год.
Закупки 2021 г. сейчас имеют 19 программ и направлений. Сумма уже заключенных сделок – 1,79 млрд грн. Большая часть уже проторгована, есть заключенные договора. «По результатам четырех-пяти месяцев работы мы уже можем показать, что из почти 2 млрд грн по заключенным договорам - 504 млн грн сэкономлено, - рассказала заместитель генерального директора ГП МЗУ Юлия ИВАХНЕНКО. - В этом году первые поставки состоялись уже в июне, это быстрее всего для всех закупок, которые проводило МЗ даже при участии специализированных международных организаций. Это поставки по детской и взрослой онкологии».
Кроме непосредственно лекарств в МЗУ в этом году покупают автомобили скорой помощи. Закупки уже прошли - сэкономлено более 400 млн грн. Предприятие ждет от Минздрава указаний, на что использовать эти средства. То есть на сэкономленные деньги можно приобрести еще партию определенных лекарств, средств защиты или оборудования для больниц.
ВИДЕНИЕ
Подробнее о каждой полученной и потраченной гривне можно узнать с сайта предприятия. ІТ-отдел МЗУ работает над рядом разработок, которые облегчат обработку всех данных, а также позволят прогнозировать, когда надо провести поставку лекарственных средств в определенную больницу, когда начать закупку конкретных лекарств, чтобы не возникало их дефицита.
Пациенты тоже могут узнать о наличии лекарств в больнице благодаря разработкам МЗУ. Чат-бот в телеграмме позволяет увидеть, есть ли определенный препарат в больнице, в каком количестве, когда ожидается его закупка и поставка. Кстати, никакие другие медицинские учреждения такой информации пациенту в режиме онлайн не дадут.
Это и есть пациентоориентированность, на которую должны делать ставку и в Минздраве, и в НСЗУ, и в каждой больнице страны. «Наше предприятие не просто занимается поставкой лекарств, а лекарств, которые влияют на качество жизни. Это организация, которая должна разграничить две функции МЗ - формирование политики закупок и ее реализация, то есть воплощение всего, что запланировало министерство, в жизнь. А также это профессионализация сферы закупок, поскольку лекарства - это не обычный стульчик. Это специфическая сфера, где должна быть своя экспертиза, своя коммуникация с поставщиками, понимание полного цикла производства и поставки в регионы, - рассказала Юлия Ивахненко. - Поэтому профессионализация этой сферы - это очень важный вызов для государства, так как раньше этим занимались международные организации, которые показали достаточно высокую планку, к которой мы стремимся. Эти закупки показали процессы, к которым мы должны двигаться, а также разоблачили имеющиеся коррупционные составляющие. Мы совершенствуем эту процедуру, помимо минимизации коррупционных составляющих, мы делаем так, чтобы все процессы были прозрачными. Ранее были доставки просроченные, когда это растягивалось во времени на три и более года. Мы стараемся выровнять это, учитывая время поставки, остатки в регионах. Даже 2020 год показал, что это возможно. За прошлый год осталось завершить поставки всего 2% от заключенных договоров».
«Медицинские закупки Украины» имеют стратегию развития на 2021-2023 годы. Также на предприятии ожидают формирования состава наблюдательного совета, чтобы согласовать с ними эту стратегию. С ней уже ознакомились в Минздраве и медицинском парламентском комитете. В центре этой стратегии - тоже пациент и его интересы.
СКАНДАЛЫ
Конечно, есть в работе МЗУ и своя ложка дегтя. Экс-министр здравоохранения Максим Степанов и гендиректор ГП Арсен Жумадилов прошлый год провели в несколько конфликтных отношениях. То Минздрав пытался перепоручить закупку некоторых вакцин конкурентному поставщику, отстранив от этого МЗУ. То не поддерживал идею МЗУ пролонгировать действие некоторых договоров на следующий год, чтобы закупки состоялись, а средства не вернулись просто в бюджет. Все, наверное, помнят, историю приобретения ковидных вакцин через посредника - фармкомпанию «Лекхим».
Минздрав обязал «Лекхим» поставить в Украину китайскую вакцину от компании Sinovac якобы потому, что это официальный представитель производителя в нашей стране. По условиям договора, первая партия вакцин, а это 700 тыс. доз, должна была приехать в Украину не позднее 7 марта. Факт поставки состоялся только 25 марта. Согласно условиям договора, за каждый день просрочки начислялась пеня в размере 0,1% от цены заказанной партии. Поскольку просрочка была, ГП «МЗУ» подало иск в суд о взыскании пени с «Лекхима».
«Компания нарушила заявленные поставки, это требование законодательное и влияющее на здоровье граждан. Довольно длительное время мы ждали хоть на какую-то вакцину, и не пойти в суд - было бы нарушением с нашей стороны и нарушением в отношении граждан», - объясняла Юлия Ивахненко.
И это не единственный скандал, который возникал с МЗУ, очевидно, из-за попыток обуздать независимый орган по закупкам. Первая закупка, которую проводило ГП, касалась приобретения костюмов биологической защиты. Минздрав не согласовывал проведенный предприятием тендер, хотя МЗУ подписало договор с Украинской ООО «Текстиль-контакт» на производство 90 тыс. костюмов стоимостью 242 гривен без НДС. В итоге МЗ законтрактовало костюмы в ООО «Мэдди», цена одного - 488 гривен.
После назначения Виктора Ляшко министром здравоохранения подобные противоречия между Минздравом и МЗУ исчезли. «Мечта об увольнении Степанова осуществилась, а с ней и еще несколько желаний, - делился своими мыслями в Фейсбуке Арсен Жумадилов. - Начались честные конкурсы для руководства НСЗУ, где побеждают достойные кандидаты. В Украине появились вакцины, и открылись центры вакцинации по всей стране. ГП «Медицинские закупки Украины» спокойно работает, экономит государственные средства».
Правда, это спокойствие время от времени все-таки нарушают противники предприятия. В июне этого года было много шума по закупкам автомобилей медицинской помощи. «Уважаемые потенциальные участники наших процедур закупки, у меня к вам убедительная просьба. Поберегите деньги на заказные статьи в СМИ. Медийные кампании против нашего ГП ни одном поставщику еще не помогли, - снова отражал информационные атаки гендиректор предприятия. - Гораздо более успешной продажной стратегией с вашей стороны будет убрать расходы на написание и распространение манипуляционных статей и, соответственно, снизить цену на свою продукцию. Мы рассматриваем размещение этих публикаций как сознательную манипуляцию данными и попытку давления на деятельность государственного предприятия».
АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ ПЛАН
В заключение - о том, как на предприятии управляют рисками и ведут антикоррупционную деятельность. Как пример - сотрудник, ранее работавший в обществе «П» после перехода в МЗУ устраняется от работы, где будет фигурировать это общество. То есть ни договоров, ни переговоров, ни чего-либо другого именно с этой компанией этот сотрудник не будет вести.
Второе - МЗУ проходило проверку Государственной аудиторской службы, в частности проверялись ковидные закупки за прошлый год. Это 36 договоров на 4,2 млрд грн. Нарушений не найдено, кстати, в отличие от закупок, которые проводили больницы на местах за счет НСЗУ. У аудиторов были замечания относительно нецелевого использования средств.
И третье - предприятие тщательно выбирает поставщиков для сотрудничества. Кроме того, что все договоры заключаются в системе «Прозоро», в МЗУ наработана своя процедура проверки из 13 пунктов (касающихся налогового, антимонопольного, антикоррупционного законодательства и т.д.). «Мы не работаем с коррупционными поставщиками, мы не входим в ту сферу, где могут быть коррупционные риски для нас, - добавил Дмитрий Бигунец, руководитель сектора антикоррупционной деятельности и комплаенс ГП МЗУ. - Мы отбираем сотрудников, чтобы они не были причастны к любым коррупционным скандалам или решениям. Также есть антикоррупционный контроль на всех этапах закупок. Мы уточняем у наших сотрудников, а почему выбираем именно эти позиции лекарств, на основе чего продлеваются договора, какими принципами руководствуется тендерный комитет, когда принимается решение. Если определенная компания участвовала в определенных закупках, которые были предметом рассмотрения правоохранительных органов, мы изучаем этот вопрос, нужно ли нам сотрудничать с таким контрагентом. Этот вопрос стал актуальным, когда ковидные закупки были выведены из-под действия закона о публичных закупках, и мы самостоятельно устанавливали критерии отбора. Наша система отбора поставщиков при пандемии является самой эффективной в Украине. Мы проводили вебинары для больниц, госпиталей, чтобы они понимали, как надо проверять поставщиков. Эта система себя очень хорошо зарекомендовала, ее взяли за основу в Кабмине для других закупок».
Почему все это важно и почему так много внимания уделяем одному государственному предприятию? Потому что его работа дает шанс на то, что лекарства будут приходить к пациентам вовремя, и вакцины тоже. Вспомним, сколько было перипетий со срывом календаря прививок для детей. И не потому, что не хотели родители вакцинировать детей, а просто было нечем. Или сколько раз нам рассказывали представители благотворительных фондов, что собирают средства на дорогостоящие препараты для онкобольных детей, потому что поставки от государства существенно задерживаются.
Теперь главное - чтобы «Медицинские закупки Украины» развивались как действительно независимый орган, без какого-либо давления и вставления палок в колеса.