Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Пусть будут все едины»

31 июля, 1996 - 19:27

Сегодня предлагаем нашему читателю интервью с епископом Васильковским Украинской православной церкви Киевского патриархата Евстратием. Владыка делится с нашими читателями своими впечатлениями и размышлениями в связи с приездом в Киев Вселенского патриарха Варфоломея I.

— Каким образом уважаемый Владыка оценивает приезд в Киев Константинопольского патриарха Варфоломея I?

— Вселенский патриарх Варфоломей I приехал к нам не на праздник, а с четкой уверенностью, что Украина, украинское православие, которое является Матерью-Церковью тех земель, на которых мы живем, нуждается в помощи. Ведь на одной земле «две Матери», как это сейчас есть у нас, не могут существовать. И весьма больно решается дилемма — Киев или Москва?

А Москва — не только церковная, но и светская — делает все для того, чтобы отталкивать людей от всего украинского, сделать украинскость вторичной, «слободской». Русскую церковь разрывают конфликты, внутренние проблемы, а она тем временем навязывает «всему миру» свои взгляды. Пристально следит за «чистотой веры» в других православных странах и бесцеремонно делает замечания священноначалию Поместных церквей. От этого страдает, в частности, иерархия УПЦ МП — она живет под постоянным безумным давлением Московской патриархии.

— По-видимому нелегко было Московскому патриарху сослужить Вселенскому патриарху у подножия Святого Владимира?

— То, что Московский патриарх Алексий сослужил Вселенскому патриарху (то есть был вторым), свидетельствует о многом. С одной стороны, он просто вынужден был подчиниться обстоятельствам, потому что иначе что он мог сделать? (Интересно, не в первый ли раз в истории Московский патриарх «сослужил», то есть был вторым на литургии? — К.Г. )

Характерно и то, что Московский патриарх очень быстро отбыл в Москву (пренебрегши даже обещаниями, которые он дал верующим Донетчины). Это свидетельствует о безразличии Владыки к чувствам своих верующих. СМИ ссылаются на плохое здоровье патриарха Алексия. Но ведь мы знаем и другие примеры. Так, Патриарх Филарет, хотя он того же возраста, что и патриарх Алексий, весьма печется верующими, о чем свидетельствует хотя бы его поведение в перегруженные дни 900-летнего юбилея Свято-Михайловского монастыря.

— Какие, по вашему мнению, были результаты встречи Константинопольского и Московского патриархов на киевской земле?

— Всем известно, что два патриарха — Варфоломей и Алексий — обсуждали украинский вопрос и еще раз зафиксировали существование многих противоречий между ними. Результат переговоров можно сформулировать приблизительно так: «Договорились в будущем договариваться»! Это бесконечные во времени переговоры, ведь целью Москвы является занятие первого места среди всех православных церквей (сейчас в диптихе она стоит на пятом месте), то есть места Константинопольского патриарха. Это одна из причин вражды между Московским и Константинопольским патриархатами. А для Москвы это не только церковная проблема, а также вопрос власти и политики в мире. Кстати, именно из-за этого Московское правительство так заботится о своем духовенстве.

Но почему идут такие жестокие «битвы» за украинских православных, за украинские церкви? По простой причине — Украинская поместная церковь по численности является чуть ли не самой большой в мировом православии. В этом противостоянии заангажированы и другие православные церкви, о чем свидетельствует и то обстоятельство, что не все главы православных церквей мира приехали в Киев на 1020-летие Крещения Руси.

Нужно также помнить, что Вселенский патриарх совсем не такой независимый и самодостаточный человек, как, скажем, Римский Папа. Православный патриарх в Турции — это очень непростое дело (кстати, он там принадлежит к категории «государственного служащего» и потому должен быть весьма осторожным в своих расчетах).

— Какой, по вашему, Владыка, был действительный, глубинный фактор приезда патриарха Варфоломея в Украину?

— С большой частицей достоверности можно сказать, что главной целью была оценка ситуации, необходимой для будущих шагов в Украине. Для этого он был хорошо подготовлен. Так, в одном из выступлений Патриарха очень выразительным был экскурс во времена, когда Москва именно подчинила украинские церкви (1686 год), во времена молодого царя Петра I. А в общем, в выступлениях Вселенского патриарха было немало многозначительности, замалчивания, намеков, ретроспективы. Так, говоря о митрополите Владимире УПЦ МП, Вселенский патриарх публично употребил древний исторический титул: «Митрополит Киевский и Галицкий» (без слова «Украина»).

— Общеизвестно, что духовенство УПЦ КП не участвовало в святочных мероприятиях под названием «Два патриарха в Киеве». Как это воспринимается верующими и духовенством вашей Церкви? Как оскорбление?

— Мы понимали, может даже больше, чем все другие участники и наблюдатели, сложившуюсю ситуацию. И нами овладела мысль — не помешать Украине, Президенту. Но кто, вы думаете, внимательнее всего слушал литургии и выступления патриарха Варфоломея на площадях и в парках, кто громче всего аплодировал ему? Да — это была паства Киевского патриархата — те украинские верующие, которые заполняют наши храмы. Они понимают и надеются.

— Могут ли встретиться патриарх Варфоломей и патриарх Филарет в ближайшее время?

— Это зависит не от нас, вернее — не совсем от нас. Но я уверен, что время и обстоятельства работают-таки на Киевский патриархат. Но о встрече говорить рано.

— Очень благодарна, Ваше Преосвященство, за внимание к газете «День».

P.S. Ниже приводим несколько отрывков из выступлений Вселенского патриарха Варфоломея I перед народом Киева и Украины.

«Вспомним великую фигуру князя Ярослава Мудрого, который может быть назван вашим Юстинианом. Ярослав был мудрым лидером, который писал послания, кодифицировал законы, защищал государство; он освободил Западную Галичину, побеждал врагов, развивал связи со странами Западной Европы, строил величественные крепости и общественные здания. И что более важно — сотни церквей, наиболее знаковой из которых является Византийская Церковь Святой Софии в Киеве, храм который стал святилищем Киевской Руси, ее набожности и в котором верующее сердце украинского народа не перестает биться по сегодняшний день. Всеми своими силами и средствами Ярослав поддерживал Православие, которое всегда будет жить в вере его последователей... Мы помним всю историю Украины, ее проблемы, трудности с которыми сталкивался ее народ, но также ее успехи и прогресс, — не только в вере но и в социальной, научной, технической, творческой сферах и во многих других участках жизни, которыми вы имеете право гордиться. Мы помним украинских святых, мучеников, которые посвятили себя Господу и тем заложили основу вечной славы Украины. Мы помним о большой, славной украинской нации и ее Святую Церковь. Нашим основным долгом является молить Бога за вас».

В проповеди перед памятником князю Владимиру патриарх Варфоломей сделал акцент на церковном единстве и опасности разделений. Он отметил, что «единство в Христе как для местных жителей (определенной территории), так и для всего церковного тела Ойкумены (Православие) не допускает разделения или конфликтов. Ведь любое разделение обижает его Божественного Главу и растрачивает дары Святого Духа, Который не действует в тех, кто вызывает разделение и кто безразличен к Нему».

От имени Константинопольской Церкви Вселенский патриарх обратился ко всем участникам длительного церковного противостояния в Украине с просьбой «считать своим собственным долгом — во имя Господа Бога! — действовать искренне и делать все возможное для достижения мира и единства, чтобы зло не закалялось временем, чтобы не ухудшились духовное и социальное согласие украинского народа».

По мнению патриарха Варфоломея, Церковь-мать имеет не только право, но и обязанность поддерживать в пределах Православной традиции любое конструктивное и перспективное предложение — «чтобы зло не стало большим» — в Святой церкви в Украине и в Церкви вообще. Различные политические и церковные трудности всегда становятся очевидными и известными благодаря длительному историческому прошлому (нужно только внимательно читать). Всем также известно, что забота о защите и восстановлении церковного единства являются нашим общим долгом. Этот долг превышает любые политические или церковные цели, как этому учит Божественный учредитель Церкви: «Пусть будут все едины».

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ