Выступая на пленуме Совета Организации ветеранов Украины, Виктор Ющенко предложил подписать к 60-летию окончания Второй мировой войны декларацию о взаимопонимании между ветеранами Красной и Украинской повстанческой армий, отметив, что мы уже сумели найти понимание со всем миром — поляками и даже далекой Японией, но не нашли его между собой. Цель Президента понятна: он как руководитель государства, обязан перенаправить деструктивную энергию внутриполитического противостояния в консолидированные усилия по геополитическому выживанию страны. А в сегодняшнем предельно прагматизированном мире национальная солидарность является ключевым условием успешного осуществления таких намерений.
Казалось бы, перед нами очевидно благородная цель, которая не пересматривает исторических событий, не затрагивает мировоззренческих установок ни одной из сторон и в принципе не должна вызывать каких-то особых возражений. Ан нет, находящийся под серьезным влиянием коммунистов Совет Организации ветеранов Украины, глава которой Иван Герасимов представлен в списке КПУ под №3, фактически заблокировал принятие этого важного решения. Можно утверждать, что позитивное решение этого вопроса лежит не столько в плоскости каких-то предубеждений ветеранов, сколько в использовании их руководящих структур в избирательных интересах левых партий.
Политика противопоставления украинцев друг другу по их региональным, культурным, религиозным или идеологическим отличиям является давней московской имперской традицией манипулирования массовым сознанием, инструментом циничного управления колонизированными территориями. Разжигание религиозного конфликта между православными и греко-католиками, препятствование становлению Поместной Православной Церкви, разделение украинцев на «східняків» и «західняків» — все это рудименты философии «дружбы восточнославянских народов», на которой и доныне паразитируют некоторые политические силы в Украине.
Схожая с нашей ситуация сложилась во второй половине двадцатого века в Испании, но там после жесткой гражданской войны между франкистами и республиканцами удалось достичь общенационального примирения. В 50-х годах по личному указанию генерала Франко недалеко от столицы, прямо в скале, был вырублен храм скорби с поразительно большим крестом, этот мемориал назвали Долиной Павших. Но настоящей особенностью мемориала и мудростью его создателей стало погребение в нем и франкистов, и республиканцев. Позже здесь похоронили и самого генерала Франко, символически завершив длительное противостояние между разными группами одного народа. Впоследствии франкисты и республиканцы подписали договор о примирении, открыв двери для демократизации Испании. В страну из политической эмиграции вернулись многие известные деятели, в частности и лидер коммунистов Долорес Ибаррури. Чувство ответственности за судьбу народа и готовность в договоренностях отделить суждения о гражданской войне от реальной политики позволили им подняться над корпоративным эгоизмом до действительно государственного мышления. Итак, мы видим принципиальное отличие левых партий, как Запада, так и Востока, от Коммунистической партии Украины в одном: в отношении к судьбе собственного народа, его национальным интересам.
Интересная деталь: руховцы Центральной, Восточной и Южной Украины, будучи в своем большинстве детьми или внуками бывших бойцов Красной армии, активно выступают за признание УПА воюющей стороной во Второй мировой войне. С поверхностной точки зрения, все это выглядит как парадокс, но при более пристальном рассмотрении мы увидим, что это на самом деле социально-политическая закономерность становления украинской нации. Дети солдат, родители которых были вынуждены под давлением обстоятельств воевать за разные государства, стали осознавать себя как одно целое, они мыслят уже категориями национального интереса.
Другим направлением социально-политической стратегии являются попытки помешать взаимопониманию ветеранов Второй мировой войны, которые, и мы это должны четко понимать, — лишь элемент более широкой политической игры антисоциальных, антиукраинских сил по расколу Украины по национальному, религиозному и региональному признакам. Поэтому соответствующие государственные институции обязаны давать обстоятельные разъяснения природы всех конфликтов с точки зрения национальных интересов, указывая, чем они отличаются от интересов других государств и сил, их отражающих. Нас не должны пугать возможные обвинения в недостаточном либерализме, поскольку недопущение межнационального противостояния важнее пустых общетеоретических соображений. Подводя итог, можно сделать один важный вывод: дорога к национальному взаимопониманию пролегает через радикальное изменение общеполитической ситуации в стране. Победой патриотических и демократических сил на президентских выборах уже положено начало трансформации представлений народа об его современных приоритетах. Для их реализации нужен труд всех, кто осознает себя украинцем.