Дискуссия, которая развернулась на страницах «Дня» вокруг письма В. Флинты «Погибли ради... нерожденных?» («День», №87 от 18.05.2002) , интересна тем, что освещает состояние самоотождествления нашего общества. Свободны ли мы, и самостоятельна ли страна? — вот вопрос, на который должны дать ответ для того, чтобы избрать ориентиры развития. Свобода и самостоятельность является неоспоримыми ценностями как для личности, так и для любого сообщества людей.
Борьба, направленная на достижение этой двуединый цели, является основным содержанием национальной истории. Полярность мыслей и позиций, высказанных участниками дискуссии, свидетельствует о том, что население Украины не осознает себя целостным сообществом — нацией. Стоящей внимания и обсуждения является оценка В. Флинты украинской нации как постоянно формирующейся. О. Карпец («День», №107 от 15.06.2002) , отрицая этот тезис, смешивает два понятия — народа и нации. Народом (этносом) является группа людей, объединенных общим происхождением (отсюда — на-род, или одного рода). Нация — это сообщество, производное от народа-этноса, и является продуктом духовного развития. Если народ является сообществом, объединенным материальными факторами (единоправие и другие производные от него факторы), то нацию создают факторы духовного порядка. Нация — это группа людей, объединенных единством взглядов на историю, общими языково-культурными ценностями, религиозным мировоззрением и вероисповеданием.
В Украине по состоянию на сегодняшний день существует не национальное сообщество, а коммуна, которая является результатом механистичного сосуществования сообществ, ориентированных на внеукраинские центры влияния.
Такое положение вещей является, с одной стороны, следствием длительного угнетения украинского народа-этноса соседними государственными нациями. Это фактор объективный. С другой стороны, есть причина субъективного характера — несогласованность узких групповых интересов из- за отсутствия внутринационального единства. Опять выходим на подтверждение тезиса В. Флинты.
Результатом иностранного господства стало устранение украинского этноса от процесса перераспределения материальных благ, а в идеологической сфере это положение вещей закреплялось механическим устранением новых поколений от духовных достижений своих пращуров, расторжением семейных связей, искусственным сокращением сферы применения родного языка. Эти процессы сопровождались идеологической и языково-культурной экспансией, религиозным прозелитизмом. Кстати, эта незаметная, тихая агрессия продолжается и до сих пор.
Большинство территории современной Украины долгое время находилось под господством государственных образований т. наз. «русской нации». В результате доминирующей стала идеология малороссийства. Социоментальной основой, которая содействовала распространению этой идеи, стал комплекс второсортности, приобретенный под давлением агрессивного окружения. Малороссийство стало удобной идеологией для украинской элиты, которая пыталась слиться с доминирующей нацией, сохранить остатки своих привилегий.
Прямым следствием малороссийства является кризис идентичности, потеря ценностных ориентиров, искаженное восприятие действительности:
«І ми не ми, і я не я...
«Добре, брате, що ж ми такеє?»
«Нехай скаже німець.
Ми не знаєм»
Диагноз преподаватель вуза Г. Эйхе («День», № 106 от 14.06.2002) поставил правильно: «Что-то с памятью нашей стало». Но почему-то от его оценок исторических событий веет нескрываемой ностальгией по временам советско-московской империи. Победу России Сталина над Германией Гитлера он оценивает как победу прогрессивной части человечества (читай — национал-коммунистической диктатуры) над фашизмом (национал-социализмом). Что же принесла эта победа человечеству и украинству в том числе? Может, расцвет духовной и материальной культуры? Может, защиту прав и свобод человека, восстановление национального суверенитета государств Восточной Европы? Может, на ее основе — мир между народами, справедливый мировой строй?
Позволю себе только напомнить исторические факты. Украине эта победа принесла депортацию 1,5 млн. жителей Галичины, Волыни, Буковины, сотен тысяч украинцев Холмщины; депортацию крымских татар. А Европе? 1940 г. — оккупация Эстонии, Латвии, Литвы; 1949 г. — раздел Германии; 1956 г. — интервенция в Венгрию; 1968 г. — интервенция в Чехословакию. Если это «русская слава», то просто бессмысленно к ней приобщаться.
Не могу пройти мимо тезиса Г. Эйхе о якобы беспозвоночности и покорности моего народа. Украинский народ дал множество примеров величия национального духа. Приведу только краткий перечень наших побед: Желтые Воды, Пилявцы, Зборов 1648 — 1649 гг. против Польши, Конотоп в 1659 г. против Московского царства, оборона Чигирина от Османской Порты. Средина XVIII в. — взрыв Гайдаматчины, подавленной «братскими» москалями и поляками. В конце ХIХ в. — сопротивление греко-католиков Холмщины насильственному переводу на православный обряд имперской «церкви»; восстание против российского имперского гнета нашего пророка Тараса Шевченко, оплаченное 10 годами каторги. В ХХ в. — борьба за независимое государство 1918 — 1920 годов; 10-летнее сопротивление УПА оккупации Украины во Второй мировой войне. Вот события настоящей национальной истории, а не истории отступников и оборотней.
Помнят ли Г. Эйхе и О. Карпец хотя бы одно украинское вооруженное формирование в составе армии СССР во Второй мировой войне? Польское, чешское, французское были. А украинское?
Да, на нашей территории происходили военные действия, но за чьи интересы? Для империй это была война на чужой территории. Вспомните хрестоматийное: «За Волгой (!) для нас (читай — русских) земли нет».
То ли советская, то ли немецкая армия на Украине проводили тактику выжженной земли, вывозили и уничтожали наши культурно-исторические ценности и памятники, расстреливали лучших сынов и дочерей украинского народа. Это была тотальная война против Украины, против нашего будущего. Девять миллионов погибших — это наша цена за их имперские амбиции. Украина и ее народ были только объектом военных действий. Как и большинство стран Европы.
Мне не нужны чужие мировосприятия и чужая слава. 9 мая для меня День памяти украинской трагедии, трагедии и памяти наших земляков, которые погибли в самом кровавом вооруженном конфликте ХХ века.