Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Пять проектов для здорового движения

Против ДТП, разбитых дорог и загроможденных остановок — как активисты планируют улучшить транспортную инфраструктуру страны
13 апреля, 2016 - 10:29
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Когда нужно поддержать разговор с незнакомцем, заговорите о некомфортных автобусах и отсутствии велодорожек. Каждому найдется, что сказать — оживленная беседа вам обеспечена. Но сейчас — о тех, кто не только говорит, но и разрабатывает инициативы, которые могут изменить ситуацию. На днях в Киеве представили адвокационные кампании, направленные на улучшение дорожной и транспортной инфраструктуры в городах Украины.

Программы разработали 12 инициативных групп из Харькова, Запорожья, Днепропетровска, Кривого Рога, Павлограда и Доброполья во время проекта «Популяризация безопасного и постоянного транспорта в Восточной и Центральной Украине». Последний разработала Ассоциация велосипедистов Киева в рамках Украинской инициативы по повышению уверенности (UCBI), при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

«День» побывал на презентации кампаний и рассказывает о пяти наиболее интересных инициативах. Надеемся, вскоре их воплотят в жизнь!

«МЕТРО НА ОЩУПЬ»

Обустроить харьковскую подземку тактильной плиткой — для безопасности людей с проблемами зрения — предлагают активисты общественной организации «Право выбора» и группы «Агенты перемен». Их проект называется «Метро на ощупь». «Воплотить нашу идею несложно. Существует несколько типичных видов плиток, есть стандартные технологии, как ее класть, — рассказывает Владислав Кулик, член группы «Агенты перемен». — Ежегодно в Харькове тратят миллионы гривен на переоборудование метро. А тактильная плитка прописана в строительных условиях».

В Харькове уже есть две станции метро, оборудованных ребристой тактильной плиткой. Но, по словам Владислава Кулика, ее положили «для галочки», цельной линией вдоль платформы, потому человек с тростью может перепутать двери и пространство между вагонами и упасть. Поэтому важно промаркировать место напротив дверей вагона.

Для воплощения своего проекта активисты хотят приобщить как можно больше сообществ, в частности людей с проблемами зрения. «В этом или в следующем году сдадут новую станцию метро. Наша цель — чтобы ее оборудовали качественной тактильной плиткой, — говорит Владислав Кулик, — программа-максимум — постепенно оборудовать такой плиткой все станции харьковского метро».

ДОРОГИ — ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ, А НЕ ДЛЯ СМЕРТИ

В прошлом году на улице Днепровской, в Павлограде, произошло 95 ДТП. В них погибло восемь людей, 31 — получил травмы. Положить этому конец решили в общественной организации «Велосипедная ассоциация Павлограда». За основу хотят взять стратегию «Vision Zero для Украины» — шведские подходы организации безопасного движения, адаптированные активистами из Ивано-Франковска.

По улице Днепровской проходит международная магистраль Е-50, трафик — более 35 тысяч транспортных средств за сутки. По словам активистов «Велосипедной ассоциации Павлограда», светофоры на Днепровской стоят в случайных местах, нет ни подземных, ни надземных переходов.

Цель проекта «Нулевая смертность на Днепровской» — снизить количество ДТП на улице вдвое до 2020 года, а затем улучшить ситуацию на других участках города. Для этого нужно разработать и принять «Концепцию нулевой смертности». Инициатива должна включать и просветительские события, и инженерные мероприятия.

В мае этого года члены «Велосипедной ассоциации Павлограда» будут добиваться создания рабочей группы из активистов, родственников пострадавших, представителей власти. Хотят, чтобы в июне-июле провели общественные обсуждения, прописали концепцию и осенью вынесли ее на рассмотрение горсовета.

«ПЯТЬ КИЛОМЕТРОВ ТИШИНЫ»

В Доброполье Донецкой области не проходили бои, но дороги города, кажется, указывают на другое. Населенный пункт стоит на пути грузового и военного транспорта, который движется в зону АТО. После закрытия из-за боевых действий трассы H-20 путь с севера на юг Донецкой области проходит по городу. А объездную дорогу не ремонтировали 18 лет! Поэтому грузовики едут через центр Доброполья — разрушают дороги и создают аварийные ситуации.

Активисты общественной организации «Восточный ветер» и Добропольского центра молодежи «Добро» предлагают отремонтировать объездную дорогу, чтобы вывести из города потоки транзитного транспорта. «Если починить всего пять километров трассы, дать нам эти «пять километров тишины», вернем покой в город», — убеждена Тамара Бельская из общественной организации «Добро».

Преимущество активистов — их поддерживает немало людей, даже городской голова Доброполья Андрей Аксенов. В настоящий момент в планах добропольцев расширить круг единомышленников, в частности среди местного бизнеса и волонтеров, которые помогают военным. Самая болезненная точка — «Укравтодор», который не очень интересуется проектом. В настоящее время активисты готовят обращение к власти области, потом хотят провести информационную кампанию. Если чиновники будут игнорировать проблему, обещают протестовать.

ОСВОБОДИТЬ ОСТАНОВКИ ОТ ХОЛОДИЛЬНИКОВ

В Запорожье проживает почти 767 тысяч людей, на которых приходится около тысячи остановок общественного транспорта. «Часто остановки отданы коммерческому сектору, хотя есть куча запретительных норм относительно этого. На остановках образуются точки, где продают пиво, чипсы, сигареты, а рядом возникают холодильники — там, где должны стоять люди, — возмущается Алексей Добряков, собеседник кампании «Остановки для людей, а не для холодильников». — А если за остановкой не присматривает бизнесмен, она стоит ужасно разбитая».

Таким образом запорожские активисты решили бороться за безопасные и ухоженные остановки. Планируют создать детальную концепцию, хотят, чтобы на основе открытого конкурса для остановок выбрали унифицированный дизайн-код. Нужно, чтобы проект утвердила городская власть и на него выделили средства. Первые удобные остановки запорожцы предлагают создать на проспекте Соборном в центре города.

Проект интересен креативным подходом. Активисты планируют устроить флешмоб, когда по городу будут ходить люди в костюмах холодильника и киоска. Они будут толкать прохожих, мешать их движению — чтобы горожане задумались над проблемой.

ТРАНСПОРТ — ДЛЯ ВСЕХ!

«Электротранспорт Кривого Рога — это точка дискриминации, — отмечает местная активистка Арина Орловская. — Отсутствуют пандусы, потому некомфортно ездить инвалидам и мамам с колясками, а горожанам с велосипедами городская власть запретила заходить в троллейбусы и скоростные трамваи».

Поэтому появился проект «Транспорт для всех», соавтором которого является Арина. Активисты создали концепцию, три основных ее шага: сделать платформу для въезда в салон с велосипедом, демонтировать несколько сидений в конце салона и установить там систему фиксации велосипедов. Криворожцы даже нашли инвестора и презентовали инициативу отдела транспорта и связи исполкома горсовета. Но пока чиновники не изъявили желания сотрудничать.

Однако активисты нацелены на борьбу. Важная цель — отменить запрет на проезд с велосипедом в общественном транспорте. Команда проекта «Транспорт для всех» обещает масштабную промокампанию. В частности, предлагают велосипедистам других городов присылать селфи в общественном транспорте — чтобы показать власти Кривого Рога, что ездить с велосипедом в автобусе или троллейбусе — нормально. И когда, наконец, активисты получат «добро» от чиновников, будут воплощать проект на практике.

Мария ПРОКОПЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ