Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

РАСЧЕТ БЕЗНАКАЗАННОСТИ

8 октября, 2002 - 00:00


На вопросы «Дня» отвечает Александра КУЖЕЛЬ, глава Государственного комитета регуляторной политики и предпринимательства:

— Есть ли у вас новая информация о подготовке ко второму чтению нового Налогового кодекса?

— Вы знаете, что после первого чтения кодекса у предпринимателей возникло, мягко говоря, недоумение по поводу его содержания. С тех пор как Минфин взял документ на доработку (которую, кстати, предполагали проводить открыто), кодекс нам никто не показывал. Не знаю, ведется ли над ним работа вообще. В любом случае — предприниматели будут выступать за обсуждение каждого отдельно взятого раздела кодекса. Мы также будем на этом настаивать.

— Как вы считаете, пойдет ли государство на существенное снижение и фиксацию основных налоговых ставок, на стабилизацию социальных платежей? ГНАУ время от времени заявляет, что такие меры будут угрожать доходной части бюджета и не приведут к расширению налоговой базы.

— Еще ни одного чиновника не наказали за те расчеты, которые представляются прессе, Верховной Раде как аргументы. Помню, когда докладывали, что нужно остановить действие закона по предприятиям с иностранными инвестициями, то показывали, сколько денег придет в бюджет. Естественно, ничего подобного не произошло. И государство, по-моему, уже лет пять судится с этими СП. И такие ситуации, к сожалению, у нас традиционны. Приводились аргументы и против единого налога. Их используют и сейчас. Но почему-то никто и никогда еще не показал экономического расчета. Во всем мире существует понятие экономической эффективности регуляции. То есть — мы должны посчитать, что мы потеряем, а что реально приобретем. Вот, к примеру, мы предлагали ввести полугодичную льготу для предприятий легкой промышленности: пусть они ввезут оборудование, а мы не будем брать с них НДС. Нам говорят: «Будут потери в бюджете». Мы возражаем: «Какие потери, если эти деньги в бюджете не предусмотрены?!» То есть — бюджет, по идее, не уменьшится, а вырастет за счет последующих налоговых платежей. Но мы поддержим отрасль, которая на следующий год обеспечит дополнительные доходы бюджета. Думаете нас услышали?

Пока мы не начнем наказывать людей, которые огульно заявляют о миллионах, миллиардах, легко оперируют процентами, то разговор на эмоциях, за который, кстати, платят налогоплательщики, будет продолжаться. А ведь посмотрите — снижение подоходного налога, которое мы с трудом отстояли, повлекло за собой расширение налоговой базы и увеличило доходы бюджета, фактически, на миллиард реальных, а не декларируемых гривень.

— Это при том, что в странах Европы, например, текстильная промышленность переживает упадок и оборудование не очень дорого?

— Совершенно верно. Это оборудование можно было бы забрать. Плюс ко всему — нам бы его продали. Ведь там действуют законы рынка, и оборудование перевозят именно в те страны, где есть дешевая рабочая сила.

— В проекте бюджета-03 есть большее достижение — вписали возврат НДС...

— Нет. Вписали один миллиард, в то время как задолженность превышает четыре. Вряд ли это достижение.

— И тем не менее в бюджете на этот год не было предусмотрено даже этого.

— Хочу сказать, что та сумма, которую вписали, проблемы не решит. У нас в бюджете также записано на развитие программы малого бизнеса два миллиона, но нам их никто не даст. То, что у нас записывают, не всегда опирается на дисциплину выполнения.

На мой взгляд, НДС следует менять по сути. Известно, что НДС у нас только называется налогом на добавленную стоимость. И политическую ответственность за это должна взять партия Виктора Михайловича Пинзеныка. Публично признать, что закон, который она провела, вреден для государства. Взять на себя эту вину. И садиться и выписывать нормальную идеологию этого закона. Его латание, это понятно решительно всем, ничего хорошего не принесет.

К примеру, мы три раза вносили предложения (они исчезают): всем, кто экспортирует металлолом, не возвращать НДС. Представляете, какой шикарный бизнес — мало того, что на металлоломе зарабатываешь, тебе государство за это еще и доплачивает.

Для того, чтобы вносить изменения в закон, нужно детально проанализировать практику его администрирования. Здесь множество ошибок и сложностей. Внести же изменения можно только в том случае, если за это возьмутся политики с экономическим образованием. Те, кто знают природу этого закона. Вот налоговые векселя при ввозе товаров запретили и вызвали этим бурную реакцию предпринимателей. Ведь это администрирование без всякого экономического обоснования.

— В проекте бюджета предусмотрен внешний заем на развитие малого и среднего бизнеса. На что планируют направить эти деньги?

— Первый транш — около 30 млн. грн. мы ожидаем. Но сначала соглашение должно быть ратифицировано парламентом. Очень жаль, если этого не произойдет. Ведь депутаты могут не понять, что это не кредиты. Никто ни одной копейки кредитов не получит. Могу сказать, что на один вложенный доллар мы получаем четыре доллара в государство.

— Каким образом?

— Мы впервые ввели новую методику контроля государственных денег. Не расплачиваемся с консультантами, пока они не дают того результата, который определен. Консультанты заходят на предприятие (главное условие — негосударственное предприятие), анализируют работу и говорят, как повысить производительность, объем выпуска продукции и продаж. Расчет с консультантами производим только по достижении этих показателей. Вот такие займы нужны государству. Они не исчезают, с их помощью мы даем нашим людям удочку, а не рыбу.

— Закон о противодействии «отмыванию»...

— Ко второму чтению он стал более-менее цивилизованным. Думаю, он пройдет Верховную Раду, иначе нашу страну ждут серьезные санкции. Но вопрос любой легализации следует начинать с амнистии. Если этого не произойдет, то соответствующие органы получат еще один инструмент политической и экономической расправы.

— В связи с расширением полномочий ГНАУ? Кстати, налоговая настаивает на получении прав регистрации предприятий.

— Не знаю, куда еще дальше расширять эти полномочия. Да, они хотят заняться регистрацией. Осталось дать налоговой право открывать предприятия, следить за ними, а затем судить и расстреливать... Удовлетворятся ли они этим? Чего еще захотят? Ведь и сегодня им позволено почти все — только открывать и расстреливать нельзя.

Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ