От желания украинских законотворцев сэкономить в 2015 году будет страдать, в частности, образование и наука. Из-за попутного рассмотрения основных положений Бюджета депутаты не заметили очевидные правовые неточности и казусы. Самая интересная ситуация с зарплатой преподавателей. Закон 76-VIII отменяет поэтапное введение надбавок и доплат за ученую степень и ученое звание, которая предусматривалась заключительными положениями Закона «О высшем образовании», тем не менее, выплата таких надбавок остается обязательной по нормам закона. Эксперт центра исследований общества Егор Стадный, который занимается анализом положений Бюджета, касающихся финансирования образования на следующий год, отмечает: «Правительство сам себя обхитрило. Они отменили поэтапные надбавки, забыв о норме Статьи 59 закона «О высшем образовании», которое сразу гарантирует уровень надбавок за доктора философии — доктора наук — старшего исследователя, доцента — профессора на уровне, соответственно, 15-20-25-33 процента от должностного оклада. На самом деле постепенное внедрение было бы более экономным. Хотя, мне кажется, что на эту статью не хватит средств в полном объеме».
НЕЗАКОННАЯ НОРМА
Также Егор Стадный отмечает, что, возможно, не будет полностью профинансирована и работа исследовательских институтов. Размер пенсий научных и научно— педагогических работников снижается с 80% до 60% от заработка. В то же время отмечается, что социальная защита научных и научно-педагогических работников обеспечится в объеме, который позволяет новый бюджет. Эта приписка характерна для многих социальных статей относительно финансирования образовательного процесса. Егор Стадный настаивает — эта норма незаконна: «Это трюк, который использовали еще в конце 1990-х. Это предписание позволяет выполнять ту или иную норму закона, указанную в бюджете и Бюджетном кодексе, в объеме, который позволяет имеющееся финансирование. Это нововведение незаконно, Конституционный суд уже неоднократно отменял эту норму, но депутаты опять ее включили».
ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСЗАКАЗА — НА 10% ВЫШЕ. НО...
Согласно новому бюджету, финансирование государственного заказа в этом году увеличилось на 10%. Но коснулся этот рост только заведений силовых ведомств: МВД, Национальной гвардии, Пограничной службы, Министерства обороны. Также увеличение вызвано и тем, что под контроль МОТ были переданы ведомственные вузы от Министерства аграрной политики и Государственной фискальной службы. Также увеличилась сумма финансирования высших учебных заведений I-II уровня аккредитации, хотя сам Бюджетный кодекс предусматривает, что эти заведения должны быть переданы в коммунальную собственность и не должны финансироваться из государственного бюджета.
ШКОЛЫ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Что касается школ и дошкольных заведений — им тоже придется «затянуть пояса». Увеличится сумма доплаты за питание детей в детских садах. Теперь она будет составлять не менее 60% в городах и не менее 40% — в селах. Ранее эти показатели составляли не более 50% и не более 30% соответственно. Питание учеников в начальной школе и профессионально-технических учебных заведениях будет бесплатным только для сирот, детей-инвалидов, детей, лишенных родительской опеки, и детей из малообеспеченных семей. На бесплатные учебники также могут рассчитывать только льготные категории учеников. Кроме того, с 1 июня бесплатный доезд к месту обучения жителей сельской местности перестает быть гарантированным и также переходит в распоряжение местного бюджета. Эта норма достаточно опасна для существования образовательного процесса в сельской местности в целом.
«Отмена бесплатного проезда — это полностью непродуманное решение. Сейчас правительство предпринимает яркие шаги для оптимизации школьной сети. Был отменен мораторий на закрытие школ, теперь школы можно закрывать только по решению местной власти, без референдума общества. В следующем году школы будут закрываться, особенно те, где учатся четыре ученика на двух учителей, поскольку это полностью нерациональное использование средств. Но вместе с ликвидацией школ отменять льготы на проезд к месту учебы — нелогично. Если мы закрываем школу — мы должны обеспечить проезд к другой школе, иначе это сорвет учебный процесс», — объясняет Стадный.
НА НАУКУ — ЕЩЕ МЕНЬШЕ СРЕДСТВ
Что касается науки, то расходы на исследования, разработку, подготовку научных кадров, научное сопровождение и обеспечение для разных ведомств сократились на 8%. В предыдущем проекте планировалось урезывание финансирования на 16%. По словам главы Профсоюза работников Национальной академии наук Украины Анатолия Широкова, уменьшение бюджета отразится в основном на заработках ученых.
«В прошлом году Академия получила 2 миллиарда 306 миллионов. Даже эта сумма не могла полностью обеспечить финансирования заработных плат научных работников. Наши институты с целью сохранения всех работников должны были уменьшить рабочее время или отправляли работников в отпуска за свой счет. В этом году мы, к тому же, имеем инфляцию и рост тарифов, потому ситуация усложнится. Законом гарантировано, что государство финансирует науку на уровне 1,7% от ВВП, но реальное финансирование, которое поступает к нам, в шесть раз меньше. В прошлую осень Министерство финансов обещало нам, что уменьшение финансирования по нас не ударит, поскольку будет уменьшен единый социальный налог. Но оказалось, что бюджетной сферы это изменение не касается. В настоящий момент нам ничего не остается, как продолжить работать в этом же режиме и пытаться сохранить научный потенциал. Если люди уйдут из науки — они больше не вернутся».
НОВЫЕ ТИПЫ СУБВЕНЦИЙ
Также за изменениями в Бюджетный кодекс внедрили новые типы субвенциЙ — на подготовку рабочих кадров (квалифицированных рабочих) и образовательную субвенцию, которая будет обеспечивать финансирование школ. На 2015 год Бюджет предусматривает 43,7 миллиарда гривен для образовательной субвенции и 5,8 миллиарда гривен для субвенции на подготовку кадров.