Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Разгребем ли ? ..

Загрязненность Украины уже стала болезнью, которую следует комплексно лечить
4 марта, 2008 - 20:34
НА ВТОРИЧНОЙ ПЕРАБОТКЕ МУСОРА МОЖНО НЕПЛОХО ЗАРАБОТАТЬ, НО ПОЧЕМУ-ТО МАЛО У КОГО ДО ЭТОГО ДОХОДЯТ РУКИ... / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Украине в будущем, да еще и в ближайшем, угрожает не столько политический кризис, сколько кризис, связанный с накоплением мусора: монстр с тысячами лиц с этикетками от ведущих мировых брендов. Чтобы это понять, не нужно открывать учебник по экологии, где четко написано, что «в Украине накопилось большое количество отходов — около 25 млрд. тонн промышленных и около 5 млрд. бытовых (по весу около 1 млрд. тонн) — то есть около 500 кг (!) на одного жителя Украины», — а нужно выйти на улицу, где на мусорнике, около мусорника, на газоне, на дороге, одним словом, везде — отходы.

КОМУ НУЖЕН МУСОР?

Бороться с ним начали еще в 1992 году, когда был принят закон Украины «Об отходах», но и сегодня в решении этого вопроса конца-края не видно. Существуют проекты, проводятся совещания и слушания, но по мнению Ольги Маслюковской, старшего преподавателя кафедры экологии Национального университета Киево-Могилянская академия, «нет комплексной системы управления отходами, которая начинается далеко до их образования».

Как говорят, болезнь легче предупредить... Речь идет о том, что Украине нужна политика уменьшения использования различных материалов по первичному сырью (политика ресурсосбережения) — упаковку можно или возвращать, или делать ее из вторичного сырья. Кроме того, должно быть вторичное использование определенных элементов, например, повторная заправка картриджей. На этапе потребления, мы можем покупать вместо полуторалитровой упаковки двухлитровую. За комплексный подход выступают и различные экологические центры и общественные организации.

«Картина, что в Киевской области, что в Украине одинаковая. В нашей области образовывается приблизительно 1,5 млн. только твердых бытовых отходов, отметил Василий Голюга, начальника отдела регулирования природопользования Государственного управления охраны окружающей среды в Киевской области. — Ни одного предприятия по переработке только твердых бытовых отходов нет. Сортировка не ведется. Очень плохо у нас, как в области, так и по всей Украине, идет первичная сортировка отходов, та сортировка отходов, которая должна проводиться хозяйкой на кухне».

ОПЫТ ЕВРОПЫ

Поэтому, для того, чтобы обезоружить нашего «мусорного монстра» следует менять менталитет народа, учить граждан распределять отходы по так называемым фракциям, то есть простым языком говоря, разделять мусор хотя бы на «сухой» и «мокрый». Отметим, что в мире существуют различные системы раздельного сбора.

Так в Японии мусор разделяют на 34 фракции, в Германии на 5, в Украине пока что планируют распределять на три. Систему раздельного сбора инновационная компания «Гринко» уже внедрила в Печерском районе Киева, на базе жека № 607. «Было установлено 46 контейнеров для раздельного сбора. В эти контейнеры выбрасывают свои отходы 14 тысяч обитателей на территории Печерского района. Отходы забирает отдельный мусоровоз, их доставляют на сортировочный комплекс «Гринко Центр», где отсортировывают то сырье, которое может быть повторно использовано. Другие отходы попадают на полигон и мусоросжигательный завод», — рассказала Анна Таранцова, специалист по управлению проектами и программами компании.

В будущем компания «Гринко» собирается ввести раздельный сбор (уже по трем фракциям: «сухой», «влажный», стекло) не только в Печерском, но и в Подольском, Голосеевском и Дарницком районах Киева. Кроме того, компания планирует заменить контейнеры 1,1 м, с которыми они сейчас работают, на контейнеры типа «колокол», поскольку они закрытого типа, который содействует защите «сухих» отходов от намокания. Кроме того, данные контейнеры можно будет размещать на газонах. «Мы хотим закупить эти контейнеры в ближайшее время и показать, что на них работать правильнее. Да, они дороже. Один контейнер стоит от 6 до 7 тыс. грн. в зависимости от материала, из которого он сделан и объема самого контейнера (объем может быть 1,3 м до 5 м)», — указывает пани Таранцова.

Нововведением компании является также оснастка всех мусоровозов GPS- датчиками, при помощи которых можно отследить движение автомобилей. «Система Fleet Management основана на технологии GPS и веб-технологии позволяет работать оптимально по самому короткому маршруту», — говорит пани Таранцова, — «позволяет контролировать работу водителей, но еще и проверять на самом ли деле наша машина доехала до полигона, не высыпала ли мусора в какой-то посадке». На несанкционированные мусорники сетует и Василий Андреевич Голюга: «В связи с тем, что в 2003 году была временно остановлена эксплуатация полигона №5, это повлекло за собой масштабный несанкционированный завоз отходов из города Киева в окружающую среду Киевской области (леса, поля, балки и тому подобное) и создание более чем 2 тысяч несанкционированных свалок и мусорников на площади около 87 га. Эта проблема существует еще и потому, что в соответствии с законом штраф за незаконное размещение отходов составляет от 85 до 136 грн.». А вот в Японии, например, за утилизацию отходов жителю следует заплатить от 24 до 45 долларов, уже не говоря о несанкционированных свалках.

В Германии за утилизацию мусора покупатель должен заплатить от 25 до 50 евроцентов, при этом монеты можно получить назад, если опустить пустую металлическую или пластиковую бутылку в специальный автомат для переработки тары, установленный около каждого магазина. Чему тогда удивляться, что на улицах европейских столиц, мусор — это большая редкость? У нас же по словам пана Голюги: «Инновационные проекты существуют, но только на бумаге. Все ожидают, что им сразу же предоставят деньги и что-то будет делаться». А делать что-то нужно, потому что ожидать уже нет никакого смысла. «До 2011 года захоронения на полигонах будут полностью запрещены, завод «Энергия» сжигает только около 20 % от общего объема городских отходов, при чем в качестве конечного продукта образовывается пепел, более токсичный в сравнении с исходным мусором», — говорит Екатерина Борисенко, член Национального экологического центра Украины, который резко выступает против проекта строительства мусоросжигательного завода на Троещине.

ГЛАВНОЕ — ЗАХОТЕТЬ ЭТО ДЕЛАТЬ

Во-первых, следует повышать экологическую культуру граждан, как это сегодня делают в Национальном университете Киево-Могилянская академия. «По инициативе студентов в университете в 2005 году была введена раздельная сортировка мусора», — говорит Ольга Маслюковская. — «Нам нужны были контейнеры, деньги на контейнеры и информационная компания среди студентов. Мы решили сортировать мусор на три фракции: бумага, стекло и пластик. Это была пилотная стадия. Был различный опыт, иногда народ бросал мусор везде смешанно. Видели даже такое: строители сбросили цемент в контейнер с бумагой. То есть, мы столкнулись с проблемой, когда люди просто не знают, что это такое». Действительно, некоторые люди просто не понимают, почему следует проводить раздельную сортировку мусора. Да и «удобно» ли это, если в доме есть мусоропровод, который для того и построен, чтобы быстро бросить туда мусор и побежать на работу без лишних забот сортировки. Но все же в некоторых домах граждан приучают к сортировке, а мусоропроводы заваривают. «Да это и лучше, нет тараканов и других вредителей в доме», — делится Зоя Николаевна, жительница одного из таких домов. Сама же пани Маслюковская, старший преподаватель кафедры экологии Национального университета Киево-Могилянская академия указывает: «Если честно, первую партию из проекта мы выбросили просто в мусорник, потому что ее нельзя было даже кому-то показать. А позитив был в том, что когда на лето мы забрали контейнеры, то, когда мы осенью пришли, где раньше стояли контейнеры, там кучками стояли отдельно бутылки стеклянные, отдельно пластик, отдельно макулатура». Значит, студенты привыкли к тому, что следует отсортировывать мусор. Кроме того, большинство из них уже побывало за границей, где сортировка мусора — не новость. Нам необходимо перенимать опыт Запада, но не просто брать и копировать, а создавать собственную систему, поскольку европейский «штамп» у нас может не прижиться. Анна Таранцова, представитель компании «Гринко», уверена, что «нам следует перенимать опыт Польши. В различных городах Европы каждый город разрабатывает собственную систему обращения с отходами, но рациональное обращение с отходами за границей регулируется и поддерживается в первую очередь государством, а потом уже на уровне муниципалитетов. Компании сами не проводят агитационную работу, как это сейчас делаем мы».

Во-вторых, следует довести наше законодательство до европейского уровня. Законы, существующие в нашем государстве, по мнению специалистов, уже не соответствуют тем стандартам, которые существуют во всем мире по обращению с отходами. В ближайшее время, просто необходимо принять закон «О таре и упаковке», в соответствии с которым производители упаковочной продукции должны будут выплачивать в общий фонд на сбор, сортировку и утилизацию отходов. Такое положение уже давно действует в странах Европы, это так называемая «зеленая точка». Этот символ вы можете увидеть на стаканчиках из-под кефира, бутылках с шампунем, на консервных банках. Данный символ означает, что в цену товара уже входит сбор и утилизация тары. «Зеленая точка» в Европе известна на всех языках: Green Dot, Ponto Verde, Point Vert и других. Лицензионная плата исчисляется в соответствии с весом упаковки и ее количества. Стоит также поощрять производителей изготавливать упаковки, которые могут быть повторно использованы (например английская компания Nampak Plastics, которая изготавливая 2 млрд. бутылок ежегодно в следующем, 2009 году, планирует ввести в эксплуатацию линию по переработке 13 тыс. тонн пластиковых бутылок и производить из них полиэтилен низкого давления для пищевых упаковок) или изготовленные из натуральных продуктов, как из кукурузного сахара, являющегося биорастворимым материалом и не причиняющему вреда окружающей среде (например, биорастворимый пластик Mirel, изготовленный американской компанией Metabolix и компанией Archer Daniels Midland). Разработка биорастворимого пластика прекрасно подходит для упаковки бисквитов, фруктов и овощей. В идеальных условиях такой пластик перерабатывается за 47 дней, вместо этого так называемый стеромус — прозрачный упаковочный материал для мяса, сыра и овощей, изготовленный из нефти, должен будет пролежать несколько миллионов лет на мусороперерабатывающем заводе перед тем как разложиться.

В-третьих, каждый гражданин должен сделать свой личный вклад в уменьшение мусорных свалок. Следует пытаться покупать продукты без упаковки («на вес»), более того, это дешевле. Второе, отдавать предпочтение упаковке, которую потом можно будет отдать в место приема (стекло, металлическая тара). Данная система очень хорошо работала в бывшем Советском Союзе. Тогда каждый школьник знал, что тонна макулатуры сохранит 17 деревьев. Третье, брать с собой «старый» полиэтиленовый пакет и не покупать новый. Например, в Китае с 1 июня 2008 года принято ограничение использования пластиковых пакетов. В супермаркетах запрещен бесплатный пластиковый пакет для каждого покупателя. И четвертое, стоит собирать «домашнюю» макулатуру, стеклотару в отдельные пакеты и отдавать в пункты приема. Выполняя все эти правила, мы сможем хотя бы на каплю, но уменьшить те горы мусора, которыми могут стать наши и так не чистые города уже в недалеком будущем.

Ирина ЛЫСАК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ