Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Реальность Веллара

1 ноября, 2002 - 00:00


Профессор Доминик Веллар, побывавший этой осенью в Киеве по приглашению Кафедры старинной музыки при Национальной музыкальной академии Украины, — необычный в наших широтах гость, с необычным, редким ремеслом. Он — знаток и исполнитель старинного средневекового пения, того, что еще иногда называют школой Нотр- Дам. Эта эпоха для украинских искусствоведов и музыкантов — настоящая терра инкогнита. Грегорианские хоралы, органумы и кондуктусы, антифоны и рондело, ранние мотеты, монодийные и полифонические песнопения для нашей академической среды оставались до недавнего времени чем-то совершенно чуждым, сродни чуть ли не авангардной крамоле. Да и сейчас это странное, медитативное пение все еще несет на себе печать экзотики для слушателей, привыкших к более современным созвучиям.

Профессор Веллар (кстати, с его веселым, обаятельным обликом официальное звание вяжется с трудом) как раз из тех гениальных энтузиастов своего дела, что способны вовлечь в него даже самых больших скептиков. Он преподает в швейцарском Базеле, в местной Schola Cantorum, и во французском Лионе, выступает со своим ансамблем по всему миру, сам сочиняет музыку, собирается проводить у себя на родине фестиваль, посвященный взаимосвязи аутентики и авангарда. Прочитав цикл лекций в Академии и выступив в Александровском костеле вместе с женским вокальным трио «Stella maris Basilea», мсье Доминик, как представляется, изменил отношение киевлян к самому понятию музыкального средневековья. В том, как он пел дрейнейшие, семисот-восьмисотлетней давности тексты и мелодии, светилось особое, вневременное вдохновение, тихий экстаз не простого исполнителя, но истинного художника. Творца.

И тот же отсвет далекого прекрасного мира виден в его глазах, когда он говорит о своей музыке.

— Что вас привело в Украину?

— Это связано с проектом, в котором участвует Базельская школа. Его цель — дать украинцам больше информации о средневековой музыке и технике ее исполнения. Благодаря этой программе стало возможным то, что уже на протяжении трех лет сюда приезжают наши педагоги с мастер-классами.

— Это ваш первый визит в Украину?

— Нет, мне уже довелось побывать в Ужгороде, на фестивале духовной музыки.

— И какой это опыт?

— Абсолютно позитивный.

— А как вы, собственно, пришли к старинному пению?

— Когда я был ребенком, пел в церковном хоре. В ХIХ—ХХ веках во Франции вообще очень повысился интерес к музыкальной аутентике, особенно церковной, многие музыканты пришли к ее исполнению. И дирижер того хора, в котором я пел, как раз специализировался на раннебарочной, грегорианской и ренессансной музыке, полифоническом пении, и репертуар там был соответствующий. Это для меня, собственно, и являлось музыкой — я тогда не знал, что это старинные, средневековые стили, а другого просто не слышал. Но и сейчас мне эта музыка очень нравится.

— Родители повлияли на вас в выборе профессии или вы пошли своим путем вопреки их мнению?

— Мой отец тоже хотел быть певцом, но его мечта не сбылась из-за сложной ситуации в семье. А мать играла на пианино. Поэтому они были счастливы, когда я сделал такой выбор.

— Насколько мне известно, у вас есть свой ансамбль. Расскажите немного о нем.

— Я создал его почти четверть века назад, в 1978 году. Вначале мы исполняли ренессансную и грегорианскую музыку ХV—ХVI веков, которую я тогда в основном знал. Кстати, получилась своего рода обратная перспектива: с репертуаром ХVI века мы встретились раньше, а грегорианство освоили позже. Ведь, осваивая старинные композиции, вы должны знать, что было и до, и после их создания, и то, что было по сторонам. Иными словами, изучая французскую музыку Средних веков, вы должны знать ее развитие во времени, ее будущее, а также и итальянскую, и немецкую школы того времени.

— Вы активно занимаетесь педагогикой...

— Да, в Базеле и в Лионе.

— Почему у вас возникло стремление еще и обучать других — ведь вы достаточно состоялись как исполнитель?

— Во-первых, я люблю преподавать, и тут сложно еще что-либо добавить. Во-вторых, это не только музыка исполнения, но и музыка исследования, ведь ее традиция уже давно оборвалась. И, наконец, каждый раз, когда я работаю с новыми людьми, для меня это новые впечатления, возможность роста.

— Получается, вы учитесь у своих учеников?

— Совершенно верно.

— Все-таки активное концертирование и педагогика — достаточно разные занятия. Как вам удается их совмещать?

— Приблизительно такая схема — треть своего времени я посвящаю концертной деятельности, треть — работаю сам — исследую архивы, репетирую; и треть — преподаю. Для меня это — самый хороший баланс.

— Для досуга время остается?

— Мне скучно, когда у меня свободное время.

— Выходит, и хобби нет?

— Нет, ни в коем случае!

— Вы человек современности. Возникали ли у вас сложности при освоении этого материала? Все-таки он принадлежит другой эпохе, создавался людьми с совершенно иным взглядом на мир…

— Я выбираю в основном те вещи, которые хорошо знаю. Сейчас, правда, уже могу работать и с тем репертуаром, о котором, быть может, информации не хватает, но, благодаря тому, что я освоил много других, более известных, программ, то могу уже, опираясь на свой опыт, домыслить то, что мне неведомо в этих партитурах. Однако, в любом случае, я бы не советовал браться сразу за репертуар, о котором вы не все знаете, ибо это чревато многочисленными ошибками. Когда вы занимаетесь этой музыкой, то важно знать о ней не только какие-то конкретные факты, но и то, откуда она произошла, понимать ее смысл, глубинную внутреннюю суть. Просто отрепетировать и исполнить какую-либо пьесу — лишь полдела. Важны любые детали: почему именно такие названия, именно такое развитие, ход вещи, почему этот звук звучит именно таким образом, почему консонансы звучат так, а диссонансы — иначе, почему здесь одна интонация, а там — другая. И когда ты начинаешь понимать значение каждого феномена, тогда разум уже сам научается действовать, может что-то проанализировать и домыслить, добавить по аналогии отсутствующую информацию. Самое главное — понять, что значит, когда ты поешь органум в церкви, что значит, — когда исполняешь любовную лирику, что значит, когда поешь стихи. Это главный принцип. Остальное — легко добавляемые детали, чисто рабочие моменты.

— Но, наверно, не так все просто...

— У любого певца, музыканта, артиста всегда существует в воображении образ той музыки, которую он исполняет. И если у тебя есть талант, а музыка одного периода нравится более, чем музыка другого, то она уже как бы подтягивается до соответствия образу, сложившемуся у тебя. Очень часто это зависит и от личного опыта человека, как он приходит к этому. Лично у меня уже в детстве, когда я пел, сложился свой образ средневековой и ренессансной музыки. И он, в принципе, не отличается от того, как я пою сейчас. Конечно, я многому научился, это звучит по-другому. Но сам образ, сама идея — остались те же.

— Вы также известны как композитор. Насколько ваши сочинения отличаются от вашего привычного репертуара?

— Вопрос несколько преждевременный, ведь я только начал писать. Но от старинной музыки очень отличается. Когда я был молодым, часто писал такие подделки, — песни ХV века. А когда мне захотелось писать в зрелом возрасте, я понял, что мои опусы больше будут привязаны ко второй половине ХХ века, французской музыке и этническим мотивам.

— А можете ли вы сейчас, на доступном для читателей газеты уровне, объяснить, чем отличается старинная манера от современной?

— В последнее время я стал задумываться о том, что же является отправной точкой этого желания — писать музыку. По моему мнению, многие произведения ХХ века не трогают слушателей, потому что это не та музыка, которая к тебе приходит. А должно быть только так: ты пишешь то, что на тебя снизошло. Часто происходит наоборот — композитор садится, выбирает себе период — вот, напишу-ка я так-то. Иногда в современной музыке — имею в виду сочинения Шелси, Фельдмана или Лигетти, ощущается истинное озарение. Но они мне нравятся не из-за великолепной техники современного сочинительства, которой я не обладаю, а потому, что там есть вдохновение, и их музыка может вдохновить на творчество других.

— Интересно: вы, знаток и ценитель старины, находите что-то у экспериментальных композиторов; я же знаю молодых авангардистов, которые перешли к старинной музыке.

— Действительно, серьезный и важный феномен. Это совершенно необходимо, неизбежно. Вот, во Франции есть фестиваль ультрасовременных композиторов, еще более масштабный форум в Дармштадте — и они проходят очень сухо. Дело здесь не в технике. Ведь в Париже можно найти довольно большое количество музыкантов, которые могут исполнить все, что угодно. Но у этой музыки нет никаких шансов как-то соединиться с вокалом. А истоки ранних сочинений — всегда голос. И, если вы стремитесь вернуться к человеческой музыке, не только абстрактной… Поймите, я не считаю, что вся новая музыка плоха. В ней ведутся очень интересные поиски, разрабатываются инструментальные эффекты. Но вы не можете пойти дальше, за их пределы. Экспериментальная сцена не развивается вглубь. Именно потому сейчас я организовываю фестиваль в городе, где живу. Главным на нем будет феномен связи времен, о котором вы упомянули — каким образом современного авангардного композитора вдохновляет старинная музыка, и, напротив, что значит авангард для исполнителя старинного материала.

— Что такое Средневековье, по- вашему?

— Очень любопытный период для многих музыковедов и музыкантов. Они страшно интересуются всем, что с ним связано, именно эпохой. Что до меня, то я не схожу с ума от средних веков. Меня интересует только музыка. Только она прекрасна. Конечно, моя философия имеет что-то общее с философией Средневековья, но не более. Поэтому, если мне вдруг захочется исполнять опусы эпохи романтизма, я не откажу себе в этом.

— Кстати, о философии. В чем она — применительно к старинному пению?

— Когда мы говорим о Средневековье, нам необходимо всегда помнить главный принцип того времени: роль музыки — это дать образ силы Господа, ибо Он обладает огромной мощью, и все Его творение несет на себе печать этой силы. Следовательно, музыка имеет власть открыть человеку его самого, не говоря уже об удовольствии, развлечении. Следует еще помнить, что — не только в Средневековье, но особенно тогда — каждый класс, прослойка общества имела свою музыку и в каждую эпоху относились к ней по-разному.

— Вопрос отношения представляется весьма важным, ведь в Средние века и сейчас оно абсолютно разное...

— Тут уместно вспомнить сентенцию сюрреалистов, утверждавших, что музыка имеет огромное влияние не только на мозг, но и на тело человека и сама по себе есть сюрреальность. По моему глубокому убеждению, в ХVII веке музыка забыла о том, что главное ее назначение — устанавливать связь между микро- и макрокосмом. Человек мал, он пребывает в каждодневной суете. Но где-то есть великая сила, с которой он должен соединиться, музыка — кратчайшая дорога к ней. Однако с ХVII века музыка больше театрализуется, занимается непосредственно развлечением. Это опера, кантата, балет… Человек более не ищет свою внутреннюю сущность. Иными словами, музыка позднего времени настроена на влияние на другого человека, а ранняя музыка — это то, что происходит с тобой, что ты в этот момент есть, через пение лежит твой путь к небу. Но такой принцип существовал не только в Средневековье. Всегда были композиторы, как Бетховен, которые возвращались к нему. Однако в Средневековье для артиста, де-факто, этот поиск связи с невидимым, неземным, большим, — был главным.

— Но ведь современный человек — Фома неверующий. Как его ни зови в небо, он потребует вложить персты в раны…

— Конечно, это возможно. Но ведь бывает так — человек, читает ли он, слушает или смотрит что-то — вдруг находит ту информацию, которая ему более всего нужна в данный момент в данном месте. И это помогает ему уверовать. Так же это может произойти и здесь, почему нет?

— Можно ли сказать, что это и есть цель всего, что вы делаете?

— Вполне вероятно... Я ничего не хочу доказывать. Просто получается, что, чем больше занимаешься музыкой, тем глубже ты в нее погружаешься. Чем глубже погружаешься — тем больше удовольствия, наслаждения она тебе приносит. И, естественно, тогда хочется поделиться с людьми, отдать это им.

— Последний вопрос, несколько неожиданный. Какая музыка могла бы звучать в раю?

— Здесь другое: есть ли связь, и какова она, насколько наш мир похож на то, что мы увидим, после того, как уйдем отсюда. Это долгий разговор… Наверно, сложнее всего определить, будет ли красота человека, какой-то страны, или природы иметь свой аналог на небесах, или же там царит красота самого факта Творения. И, быть может, чтобы понять эту красоту, нам понадобится новое, еще неизвестное нам, шестое чувство...

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ