Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Ребятам важно знать, что Украина их не бросила»

Как в Ростове-на-Дону проходят судебные заседания по одному из «дел крымских мусульман»
26 августа, 2016 - 13:53

Российский прокурор запросил для Ферата Сайфуллаева восемь лет лишения свободы в колонии общего режима, для Рустема Ваитова и Юрия (Нури) Примова — по семь лет колонии общего режима, для Руслана Зейтуллаева — 17 лет колонии строгого режима. Нерадостные совпадения: произошло это на День Независимости Украины, 24 августа, а дело рассматривается в Северо-Кавказском окружном военном суде, где проходил процесс по «делу Сенцова и Кольченко». Кстати, этим украинским политзаключенным приговор огласили год назад, 25 августа.

Напомним, Руслан Зейтуллаев, Ферат Сайфуллаев, Юрий Примов и Рустем Ваитов — жители аннексированного Россией Крыма, которых задержали в 2015 году. Им инкриминируют статью 205.5 Уголовного кодекса РФ «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации». В данном случае речь идет об организации центров и участии в деятельности международной исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир», которая в России признана террористической организацией и запрещена (в Украине, как и в большинстве стран мира, разрешена).

«Прокурор рассказывал про доказанную вину ребят — у кого-то нашли два выпуска газеты, у кого-то блокнот с записью «Провести сухбет с Анасом» и прочие «экстремистские материалы»... Замечательные сроки за «разговоры на кухне», как вам?», — прокомментировала в Facebook выступление прокурора Яна Гончарова, журналистка и координатор проекта «РосУзник», которая сейчас находится в Ростове-на-Дону.

Несколькими днями ранее в суде выступил Максим Шевченко, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ, специалист по религиоведению. «Аудиозапись, на которой Шевченко рассуждает о деятельности «Хизб ут-Тахрир» в эфире радио «Вести» была размещена на страничке у Юрия Примова вместе с неким комментарием, который якобы писал Примов. Обвинение говорит, что это каким-то образом подтверждает участие Примова в деятельности организации, — объясняет «Дню» Яна Гончарова. — Сторона защиты хотела привлечь Шевченко в качестве специалиста, но суд отказал, обосновав это тем, что у него нет подходящего образования. Не убедили суд и множество публикаций Шевченко на религиозные темы, и то, что он выступает во многих СМИ экспертом по вопросам межконфессиональных отношений. В итоге суд согласился допросить его лишь как свидетеля — это значит, что задавать ему вопросы касательно этой аудиозаписи адвокаты практически не смогли».

 Уже начались прения сторон, ожидается, что на этой неделе выступят адвокаты, и, возможно, прозвучит последнее слово подсудимых. По словам Яны Гончаровой, если это произойдет, то, скорее всего, на следующей неделе объявят приговор.

 «Заседания проходят в напряженной обстановке, и самая большая напряженность исходит от прокурора. Он постоянно пытается чем-то подколоть адвокатов, отпускает саркастические комментарии и неуместные шутки, пару раз судья даже попросил его быть сдержаннее в выражениях, — делится Яна Гончарова. — Адвокаты пытаются отстаивать свои позиции. Судья часто задает вопросы, и в целом ведет себя заинтересованно, несмотря на то, что постоянно подгоняет адвокатов и упрекает их в нерасторопности. Чувствуется, что судьи и прокурор хотели бы закончить рассмотрение дела поскорее».

 Украинские политзаключенные держатся уверенно, во время суда они очень серьезны, а на перерывах улыбаются, общаются. Сроки, запрашиваемые прокурором, они восприняли спокойно. «Думаю, они были готовы к этому», — отмечает журналистка.

 Во время судебных заседаний Яне удалось немного пообщаться с обвиняемыми. Журналистка сообщила в Facebook, что в ростовском СИЗО ребят не бьют, но условия содержания оставляют желать лучшего: жара, бытовые ограничения, пища плохая или неподходящая, со свининой. Политзаключенные не получают писем, и Яна Гончарова призывала всех передать им через нее слова поддержки. Почему-то этот призыв не получил большого отклика.

«Я постоянно говорю ребятам, что Украина о них помнит, поздравляла их с Днем Независимости, — рассказывает журналистка. — Почему не приходят письма, понять сложно. Думаю, семьи пытались им что-то отослать, но почтовое сообщение с Крымом очень плохое — даже адвокаты говорят, что письма из Крыма в Россию не доходят. Связь с волей ребята поддерживают через адвокатов, и пока здесь есть журналисты — через них. Передают всем приветы и благодарят за поддержку. Им, конечно, очень важно знать, что Украина их не бросила».

P. S. 26 августа общественная организация «Крым SOS» проводит акцию в поддержку уголовно преследуемого в Крыму заместителя председателя Меджлиса Ильми Умерова и всех заключенных жителей полуострова, подвергнутых пыткам со стороны РФ. Акция состоится в Киеве на майдане Незалежности в 16.00.    

Мария ПРОКОПЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ