Вот уже год, как к некогда полузабытой Почайне приковано внимание небезразличных людей. Ей вернули историческое имя, провели велопробег на ее берегах, недавно молодые люди даже сплавились на каяках по руслу от залива Волковата до озера Иорданского. Сейчас кипит подготовка к празднованию годовщины Крещения Руси именно на Почайне, где, по летописным сведениям,оно как раз и было. «День» пообщался с публицистом и краеведом Аннабеллой МОРИНОЙ, которая инициировала движение «Почайна», об истории реки и ее современных перспективах.
Кстати, 14 июля должно было стать знаковым днем: окончательного принятия Киеврадой подкорректированного плана застройки части Оболонского района, включающего план постройки дорожной развязки, который не задевал бы реку и позволил сохранить ее в природных берегах. Далее — прямая речь активистки.
ЖИЗНЬ И ИМЯ РЕКИ
«Раньше река Почайна была большая и длинная. Она впадала в Днепр или, вполне возможно, была его старым руслом еще до Крещения. Весь ее правый берег — Киевские горы, этот рукав Днепра, или старое русло, шел от Вышгорода. Потом постепенно она осталась самостоятельной рекой, ее устье было где-то в районе Межигорских болот: нынешнее Министерское озеро, оно же Редькино. Оттуда через Оболонь она омывала Подол и впадала в Днепр в районе современной колонны Магдебургского права возле Пешеходного моста. В районе современной Почтовой площади Почайна и Днепр текли параллельно, их разделяла песчаная коса. Предположительно до 1712 или 1740 года она существовала. Ее постепенно замыло. Есть много карт ХVІІІ—ХІХ веков, где нет косы, но есть Почайна.
В 30-х годах ХХ века было построено Северное железнодорожное полукольцо, которое отрезало Почайну. Теперь она текла от Министерки, в нее впадала куча маленьких речушек: Коноплянка, Западинка, большая речушка Сырец, рядом впадает Кирилловский ручей, сюда стекаются еще и мелкие воды с Оболони, Приорки, Куреневки. Когда реку отрезали, она попыталась найти выход к Днепру, а потом разлилась большим озером.
Когда строили Оболонь, на русле Почайны поставили земснаряды, которые намывают песок. В результате русло было местами расширено, а местами засыпано для строительства района. Таким образом Почайна превратилась в цепь озер, которые связаны друг с другом коллекторами. Они только выглядят озерами, на самом деле это — взаимосвязанная водная система, по которой идет течение, в которую впадают те же реки, что и впадали в Почайну, только эти реки сейчас закованы в коллекторы. Почайна является теперь сильно видоизмененным водным объектом, она представляет собой систему, в которую входят шесть озер Опечень и речка, впадающая в залив Волковата.
На карте 1930 года река еще подписана «Почайна». Здесь перед постройкой Оболони работали археологи — есть их карты и их замечания о том, что именно здесь, в верховье, она была Почайна. Но на картах 1943, 1950 годов уже не видно, чтобы речку подписывали, но она еще существовала в быту, вот и название упоминалось. В результате сделали реконструкцию русла, и Почайна потеряла название. Тогда же озерам дали название Опечень.
СПАСЕНИЕ
Все началось с озера Иорданского. Я давно рядом с ним живу и обратила внимание, что люди купаются в нем, хотя там и написано: «техническое озеро». Я тоже начала в нем плавать. Сдавала его воду на анализ: результат оказался очень хорошим — никаких вредных веществ, металлов, кроме того, присутствуют кальций и магний, что говорит о том, что в озере бьют ключи.
Я написала пост в «Фейсбуке», как мне нравилось в нем плавать. А потом мне сообщили, что его собираются частично засыпать, что-то на нем строить. Как оказалось, проблема не только в этом, потому что озера Опечень — это часть Почайны, и нужно заниматься рекой.
Я узнала о планах столичной власти проложить по естественному руслу Почайны дорогу. Начали бороться.
Люди отзывались постепенно. Почайна — это надежда. Реку во все века любили многие краеведы и писатели. В ней не случайно крестили Русь, она была той речкой, которая протекала ближе к Киеву, мирной, спокойной. Много древних поселений было на ней. Само отношение к речке было как к берегине: она была любимой.
Люди очень хорошо поддерживают подобные инициативы, особенно в Интернете, но не только в нем. Мы ведь провели уже 10 митингов, на последнем было уже около 600 человек. Но нам также просто повезло, потому что проект дороги задел еще и интересы других: она прошла по частной собственности — и народ отреагировал. Есть общая объединяющая идея: все говорили про речку.
Когда речку хотели закопать под дорогу, нас поддержали все адекватные люди. Нам оказывают поддержку «Самопомощь», «Батьківщина», «Свобода», но есть и другие: у нас нет какой-то политической привязки. Особенно хорошо, что к нам подключился сейчас и глава района, то есть на 28 июля «Зеленбуду» поставлена задача благоустройства, задействована пресса. Раньше мы все делали сами. Кстати, река неглубокая, за ней ведь никто не ухаживал 30—40 лет, ее можно расчистить: для этого привлечем «Плесо».
«ДИАЛОГ РЕЛИГИЙ, КУЛЬТУР И ЭПОХ»
Главная наша цель — создать здесь исторический заповедник, выбирая земли вдоль русла, придав им статус исторического ландшафта. Это благоустройство не только речки, но и озер. Мы также хотим возродить память о древнем поселении, найденном археологами Шовкоплясами на берегу Почайны, в самом ее верховье. Мы уже подошли вплотную к тому, чтобы памятник подавать на регистрацию как исторически-культурный ландшафт долины летописной речки Почайны, включая все археологические поселения.
Создавая на берегах реки уникальный парк, мы сохраняем ландшафт, но вносим в него некоторые элементы дизайна. Как диалог религий, культур и эпох — чтобы представить там каждую культуру или эпоху, или религию, с помощью средств искусства подчеркивая в ней лучшее, — и чтобы это было неконфликтно. Почайна — речка-берегиня, которая объединяет, примиряет разное. Для меня это возможность показать — то, что, казалось бы, умерло, — живо».