Недавнее заявление премьер-министра Арсения Яценюка, что приоритетом 2016 года станет создание региональных школ и больниц, вызвало у экспертов откровенное непонимание. Что касается школ — Министерство образования и науки совместно с Комитетом ВР по вопросам науки и образования до сих пор работают над законом об образовании, где нет и намека на региональные школы.
В заявлении Яценюка говорится, что «опорные общеобразовательные учебные заведения, которые будут создаваться на местах, будут оснащены современной материально-технической базой, в частности кабинетами физики, химии, биологии, географии, математики, учебными компьютерными комплексами, мультимедийным оборудованием и т.п.», и это все должно улучшить качество образования и его доступность. А сами школы-хабы планируют создавать вместе с образовательными округами. Впрочем за рубежом от идеи образовательных округов и опорных школ постепенно отказываются.
«Я исследовала международный опыт таких кустовых школ, лет пять назад было много публикаций в США о хабах-школах. Сейчас таких заведений нет, эта идея, насколько я понимаю, отпала, — рассказала Ирина Егорченко, старший научный сотрудник Института математики НАН. — У нас хотят сделать «мажорные» школы, где за государственные средства создадут прекрасные условия для специально отобранных детей. Нужно выбирать более простые и более дешевые способы улучшения системы образования».
Поэтому учителя раскритиковали упомянутое заявление премьера. Есть мнение, что предложенная оптимизация уничтожит малокомплектные школы, зато к опорному заведению придется добираться разве что самолетом. Возможно, если бы чиновники обоснованно объяснили появление такой инициативы, часть ироничных вопросов отпала бы. «Можно это решение распиарить и объяснить населению позитивные моменты, о которых Яценюк и говорит, — говорит Светлана Вовк, глава совета ГО «Точка роста: образование и наука». — Но нужно оценить, как изменится школьная среда городов при создании этих хабов. МОН и премьер должны были бы осуществить моделирование предлагаемых изменений, показать результаты и последствия. А так мы ставим себе якорь в неопределенной ситуации. Реформирование сейчас захлебнулось в бездеятельности. И школы-хабы — не выход, нужен диалог с обществом».