На очередной остановке троллейбуса в салон вошли пятеро крепких мужчин. «Что за проезд?» — сразу же прицепились они к дедушке с небольшой дорожной сумкой. Он предъявил пенсионное удостоверение, но контролерам этого оказалось мало. У дедушки силой выхватили документ и стали требовать билет за перевозку багажа: «Ну все, дед, плати штраф!» Когда же растерявшийся пенсионер стал возмущаться, призывая пассажиров вмешаться в ситуацию — получил неслабый пинок. После наглядной демонстрации сотрудниками «Киевпастранса» «на чьей стороне сила» вступиться за пострадавшего пассажира никто не осмелился. Хамское поведение со стороны контролеров становится явлением вполне обычным. Однако нормальным ли?
Заботясь об обязательном соблюдении правил пользования городским транспортом, контролеры без колебаний нарушают не только существующие общечеловеческие нормы, а и служебные инструкции. «Документы предъявлю, когда штраф буду выписывать!» — услышала моя подруга в ответ на свое требование увидеть удостоверение личности контролера. «Но ведь это противозаконно, вы обязаны», — не успокаивалась она. «Так ты у нас законница?» — поинтересовались контролеры, после чего высадили ее на ближайшей остановке. И это при том, что предъявить удостоверение и образцы штрафных квитанций — первоочередной долг контролера. А в случае грубого, некорректного отношения к пассажиру, последний имеет полное право переписать данные контролера и пожаловаться по месту его работы или даже предъявить иск в суд. У пострадавших от бескультурья контролеров есть все шансы взыскать с хамов компенсацию морального ущерба. Ведь с юридической точки зрения оскорбление пассажира классифицируется как мелкое хулиганство.
Десятигривневым штрафом и встречей с контролерами начинается экскурсия по Киеву для большинства гостей столицы. Причина — незакомпостированный билет. В Донецке, Днепропетровске, Львове и многих других больших городах талоны не компостируются. Их продают непосредственно в городском транспорте, поэтому само по себе наличие билета уже свидетельствует об оплаченном проезде. В столице все иначе. Вот только никаких объявлений в салонах транспорта об этом нет. Вместо этого, куча острот наподобие «Место для удара головой», «Ешьте семечки вместе с шелухой». А искреннее объяснение, типа «Я не знала, что нужно компостировать», чутких киевских контролеров отнюдь не устраивает.
Однако и доскональные знания правил проезда в наземном общественном транспорте вовсе не гарантирует отсутствия неприятностей с контролерами. Вполне вероятно, что вас оштрафуют задолго до того, как вы купите билет. Однажды наблюдала, как в битком набитом троллейбусе ехала молодая мамочка с ребенком. Кондуктор в салоне не работал, поэтому женщина передала за проезд водителю. Лишь только она положила кошелек в сумочку, поднялись двое упитанных парней, сидящих прямо перед ней. С растерянной мамы стали требовать штраф. К счастью, на этот раз дело разрешилось по справедливости. Нахалов охладили пассажиры, и контролерам ничего не оставалось, как поскорее выйти из троллейбуса. Но вопрос, где же готовят таких «специалистов», остается открытым.
«У нас есть специальный учебный комбинат, на котором будущие контролеры проходят недельную подготовку, — рассказывает Виктория Гуляева, заместитель главы организации сбора и учета выручки «Киевпастранс», — там юристы читают им лекции по основам права и предупреждают о несении ответственности за превышение служебных полномочий. По окончании обучения контролеров ожидает тестирование и месяц испытательного срока».
Умение вежливо и культурно общаться — еще одно обязательное условие. Существует даже специальный «Словарик этики контролера», в котором помещена подборка стандартных «волшебных фраз»: «Позвольте проверить у вас наличие проездных документов?», «Рекомендую уплатить штраф». Однако на практике словарный запас контролеров этикетным отнюдь не ограничивается. «Пассажиры тоже разные, — отмечает заместитель начальника отдела контроля «Киевпастранса» Нина Ризун, — у нас был случай, когда женщина, ехавшая «зайцем», сломала одному из контролеров нос. Просто потому, что не хотела платить законный штраф!»
Примерным пассажирам, которые заблаговременно покупают и компостируют билеты, стоит помнить: при проверке проездного документа контролер обязан предъявить служебное удостоверение. На нем должна быть голограмма, а в правом нижнем углу указан срок действия. Если же контролер документов при себе не имеет, будьте уверены, перед вами любитель легких денег. Не редко подобным занимаются экс-сотрудники «Киевпастранса», именно поэтому в отделе контроля в специальном фотоальбоме хранятся фотографии как штатных, так и уже освобожденных работников. Следовательно, выяснить личность контролера, на которого поступает жалоба — дело времени. Его ожидает милиция и суд.