Глядя в след ушедшему 2003 году, имевшему название «года культуры», можно отметить в нем много показушной мишуры: речь об «актуальности» мероприятий, проводившихся в этот год. К примеру, на скорую руку был создан ряд новых скульптурных монументов: это громко рекламировалось в СМИ, однако идейная значимость и художественные достоинства таких творений вызывают сомнения. Наряду с этим интенсивно возводились храмы-«новоделы», в чрезмерном количестве которых также не было острой необходимости. А вот новые объекты социально-культурного назначения (библиотеки, школы, музеи) за истекший год (как, впрочем, за все годы украинской независимости) за редким исключением не создавались. Показательно, что в заведении «поющего ректора» появился факультет парикмахеров, а, к примеру, библиотечный — давно закрыт. Что касается сбережения и популяризации истинных духовных ценностей — можно привести много крайне негативных примеров. Позволю себе остановиться прежде всего на сфере архитектурно- художественного наследия, в которой работал многие годы. Не могут не тревожить статистические данные о большом количестве памятников, гибнущих в Украине в наши дни. Ситуация выглядит значительно хуже, чем в трагические 30-е годы. Бюджетных средств на содержание архитектурного наследия у государства нет, а «арендаторы» памятников нередко обращаются с ними по-варварски. Вот факты.
Одной из визитных карточек столицы Украины, естественно, следует считать Музей истории города, который многие годы размещался в памятнике архитектуры — старинном Кловском дворце. Нынче, несмотря на отчаянные протесты общественности, музей города со всеми его ценными коллекциями перемещается в современное, неприспособленное для этого здание, а дворец передается в распоряжение Верховного суда Украины. Рядом с дворцом, нарушая охранную зону уникального памятника, будет строиться 28-этажное жилое здание: решение принято в конце 2003-го — «года культуры». Трудно представить, какова была бы реакция прогрессивной общественности соседней России, да и всего цивилизованного мира, если бы в Санкт-Петербурге из Зимнего дворца принялись бы выселять Эрмитаж, а в Москве из Кремля — коллекции Грановитой палаты... Маленькое отступление: в России в недавнее время была увеличена в три раза зарплата работников культурного фронта. У нас они — по-прежнему социально не защищены.
Не менее впечатляющей выглядит ситуация на территории государственного (!) Киево-Печерского заповедника. В результате принятого еще в 2002 году правительственного решения о возвращении недвижимости в собственность церковных общин, отобранной в советское время, сейчас в распоряжение Киево-Печерского монастыря одно за другим начинают переходить здания, принадлежавшие заповеднику. В связи с этим нависла угроза расформирования ряда отделов заповедника, увольнения сотрудников и в целом — нормального функционирования этого научно-просветительского центра. Что касается отношения госчиновников к зданиям лаврского комплекса как к знаменитому архитектурному ансамблю, то оно хорошо известно хотя бы по скандальной истории с пристройкой двухэтажного ресторана под стенами Лавры. Более того: на Печерске жилые высотки все ближе подступают к днепровским склонам и постройкам заповедника. Эта урбанизация нарушает охранную зону лаврского ансамбля, разрушает историческую панораму Печерска. А ведь даже в советское атеистическое время осознавалась необходимость сохранять за Лаврской колокольней значение высотной доминанты в застройке района и всего Киева. Если же учесть, что комплекс сооружений Киево-Печерской лавры находится под охраной ЮНЕСКО, то в данном случае будет нарушен целый ряд положений не только украинского памятникоохранного, но и международного законодательства.
Не иначе как варварством следует именовать санкционированную киевскими властями застройку крупномасштабными сооружениями исторического ядра города, его архитектурно-охранных заповедных зон. Такие акции — грубейшее нарушение сразу нескольких законоположений: о землепользовании, о градостроительстве, архитектурно- строительной деятельности, охране исторической среды и памятников, экологии. Вопиющий пример — то, что случилось в «год культуры» с урочищами Гончары и Кожемяки, то есть с составной частью заповедника «Древний Киев» на Подоле. В течение многих лет украинская общественность боролась против покушений на эту территорию, писала в различные инстанции письма (остававшиеся, как правило, без ответа), предлагая устроить здесь национальный парк «Киевская Русь», где могли быть представлены народные промыслы, ремесленные мастерские и т. п. Такой, собственно, и виделась судьба «Гончаров — Кожемяк» еще в 80-х... Но «год культуры» расставил все точки над «і»: в лихорадочном темпе здесь были снесены исторические дома (в том числе и памятники архитектуры с их охранными досками), вырублены деревья и приватизированы земельные участки, на которых стали расти многоэтажные здания в эклектичных, не характерных для заповедной части Подола, формах.
Согласно проекту, утвержденному в 2003 году на Киевском градостроительном совете, на старинной Почтовой площади — также составной части заповедника «Древний Киев» — планируется возведение нескольких огромных многоэтажных зданий. Заметим, что в центральной части Киева фактически уже не остается незастроенных площадей. В «год культуры» начата застройка разгрузочной площади перед «Олимпийским» 100-тысячным стадионом (что явно будет создавать сложности при эвакуации людей) и уже принято решение о застройке торгово-развлекательным центром Львовской площади. Понятно, что украинские «новшества» приведут к транспортному коллапсу, экологическим проблемам, которые вполне успешно решаются в цивилизованных европейских странах, поскольку там исторические центры защищаются от перегрузок строгими законами. Украина, как известно, также подписала множество международных соглашений (хартий, конвенций) о бережном отношении к исторической, архитектурной и природной среде...
Интересно также вспомнить, что 2003-й всеукраинский «год культуры» для Киева был объявлен еще и годом «реконструкции парков». Действительно, во многих киевских парках и скверах что-то происходило. Правда, невероятное: появлялось большое количество новых дорожек и аллей, которые почему-то выкладывались скользкой плиткой; наряду с расчисткой зарослей вырубались фондовые деревья. Но главное — под предлогом «реконструкционного» окультуривания значительная часть территории городских зеленых массивов оказалась застроенной нелепыми сооружениями. Сейчас можно констатировать: вместо бывших 30-ти с лишним квадратных метров зеленых насаждений на одного киевлянина теперь приходится лишь четыре.
В 2003 году чиновниками от архитектуры принято шокирующее решение о застройке Днепровской набережной и приднепровских склонов. Уже опубликовано несколько проектных вариантов застройки. Зеленые склоны Днепра уже сами по себе являются бесценным памятником отечественной истории, неповторимым по красоте природным явлением, с которым не сравнится ни одна столица в мире. А наряду с этим выполняют роль «легких» Киева. Ситуация вызывает большую тревогу, если вспомнить, что так и не удалось предотвратить крупные киевские градостроительные ошибки последних лет и за случившееся до сих пор никто не привлечен к ответственности. Это и сооружение огромного отеля на Софийской площади — значительно более высокого, чем сам собор. И устройство рядом с фундаментами «Софии» подземных гаражей и бассейнов, и «реконструкция» майдана Незалежности с уничтожением существовавшего здесь до этого музея Лядских ворот и превращением ее практически в крышу универмага.
Митинги протеста, проводившиеся в Мариинском парке в «год культуры», не предотвратили вырубку части парка для сооружения здесь, в заповедной зоне, высотного жилого здания. Как, впрочем, не помогли пикеты не допустить устройства так называемого «водно-информационного центра» в Крещатицком парке. Парадокс, заключенный в ситуации с последним строительством, очевиден: можно ли рекламировать ценность природных богатств посредством уничтожения самих природных ценностей?
В 2003 году «келейно», без положенной конкурсной основы и общественного обсуждения (условий по закону обязательных, если дело касается новостроек в историческом ядре Киева) были утверждены проекты еще ряда эпатажных объектов. К примеру, элитных крытых теннисных кортов с рестораном (на склоне горы под Андреевской церковью, где сейчас проходит аллея, занимаемая художниками); многоэтажного гостиничного корпуса под Владимирской горкой, рядом с филармонией и др. Масштабное строительство в опасной оползневой зоне может привести к гибели шедевров мирового значения — Андреевской церкви и памятника св. Владимиру. Художников, стоит подозревать, удалят как с аллеи, так и с Андреевского спуска, а памятник крестителю Руси отныне потеряет свою монументальность, ибо теперь со стороны Днепра он будет выглядеть стоящим на крыше отеля.
Следует также вспомнить об «ущемлении» в год культуры таких уникальных киевских зданий, как костел св. Николая по ул. Большой Васильковской (в связи с рытьем на расстоянии всего десяти метров котлована для строительства офисного здания в высоту самого костела, в результате чего в памятнике образовались трещины и обрушилась часть северной башни), а также здания Музея западного и восточного искусства по ул. Терещенковской (рядом с которым начали рыть котлован для строительства высотного дома на расстоянии всего семи метров, вследствие чего в музейном здании также появились трещины). И это при том, что не так давно производилась дорогостоящая реставрация этих сооружений.
Когда речь идет об уникальных сооружениях-памятниках, то никакая реконструкция (т. е. разные переделки, достройки, перестройки) не может быть допустима: должна производиться только добросовестная реставрация, сохраняющая аутентичный облик здания. Когда известный киевский краевед был приглашен на выездной Научный совет по обсуждению результатов реконструкции здания, возведенного одним не менее известным столичным архитектором, он был вынужден с горькой иронией заявить, что «присутствует не иначе, как на повторных похоронах» автора дома. Как по-другому оценить «реконструкторскую» отсебятину на тыльном фасаде этого здания, если это не возможность побольше раздуть смету изначально дорогого строительного объекта?
В заключение пару слов о том, к чему должны быть готовы киевляне в обозримом будущем. Вот лишь два примера из «наполеоновских» планов киевских властей, ставших известными автору статьи: киевский Детинец («город Владимира») — ценнейшую археологическую зону, на которой сохранились недоисследованные остатки языческих капищ, фундаменты древнерусских дворцов и храмов, собираются застроить высотными жилыми домами с многоярусными подземными паркингами; центр города Ярослава планируется превратить в гигантскую площадь (которой киевляне будут якобы очень гордиться) путем разборки памятника архитектуры — здания бывших присутственных мест — и слияния пространств двух площадей (Софийской и Михайловской), которые сейчас это здание разъединяет. Уже и название для этого места придумано — Духовный центр...
...Справедливость высказывания академика Дмитрия Лихачева о том, что «если у нации нет культуры, то ее существование бессмысленно», — кажется неоспоримой.