Вроде бы только вчера с Олегом Слепцовым мы вместе работали в научном отделении Киев ЗНИИЭП (Киевский зональный НИИ экспериментального проектирования жилищных и общественных сооружений. — З. Ч.). А на самом деле пролетело лет тридцать. Кроме нашей совместной работы аспиранта-архитектора и искусствоведа — начинающих в науке, особо запомнились трогательные концерты киевских бардов в клубе завода «Арсенал» на старом Печерске в 1980-х, которые волновали наши молодые сердца, в которых каждый раз принимал участие и Олег, — как композитор и исполнитель собственных песен. Мы неизменно наслаждались его пением, чуствуя гордость от сопричастия к нему, благодаря общим институтским «корням».
Наши профессиональные пути разошлись еще в советские времена, и на открытии юбилейного вернисажа Олега, слушая одобрительные, убеждена искренние выступления и поздравления от уважаемых представителей архитектурной элиты Украины, я будто знакомилась с ним заново.
Достижения Олега Семеновича Слепцова в деле его жизни за последние 30 лет действительно производят сильное впечатление и не могут не вызывать восхищения: в широких кругах коллег он известен как ведущий специалист в отрасли архитектуры, ученый, практик, педагог. Основными направлениями его практической деятельности и исследований (а он является автором 100 научных трудов, в частности 7 монографий) являются крупномасштабные градостроительные комплексы, архитектура жилищных и общественных зданий, сакральная архитектура, изобретательство. Доктор архитектуры, профессор, заслуженный архитектор Украины, лауреат Государственной премии Украины в отрасли архитектуры, действительный член Украинской академии архитектуры, иностранный член Русской академии архитектуры и строительных наук (этот перечень званий и заслуг можно продолжать бесконечно) О. С. Слепцов сегодня заведует кафедрой Основ архитектуры и архитектурного проектирования Киевского национального университета строительства и архитектуры, а также возглавляет на должности творческого руководителя научно-проектное архитектурное бюро «ЛИЦЕНЗ и АРХ», коллектив которого по сути является его второй семьей.
Замечательно, что в экспозиции юбилейной выставки в «Хлебне» Слепцов представляет свои лучшие архитектурные проекты сооружений жилищно-общественного назначения и сакрального характера последних лет (всего их 300 в творческом багаже автора), строительство которых либо уже завершено, либо только начинается в Киеве и области, в частности в г. Славутич, г. Вишневое, а также в Тернополе, Луганске, на Харьковщине и т. д. Однако лично меня ошеломляет конкурсный проект (проектирование Резиденции Kempinski Palm Jumeirah в Дубаи в ОАЭ), который Олег выиграл в 2004 году в честном «турнире» зодчих. Он не остался на бумаге, а с 2007-го по 2012 год был реализован на практике, и, что важно, строительство этого поражающего своей грандиозностью сооружения происходило под непосредственным контролем создателя из Украины. Считаю, что это не только блестящая победа киевского архитектора Олега Слепцова, но и всей украинской архитектурной школы!
Несмотря на, казалось бы, всепоглощающий титанический труд в архитектурном проектировании, Слепцов не изменял своему увлечению музыкой и продолжает ею «дышать» и в 2000-х годах: как автор и исполнитель собственных музыкальних произведений, он выпустил сборник песен, несколько музыкальных альбомов и видеоклипов. Более того, как композитор и исполнитель он стал лауреатом Международного музыкального фестиваля «Шлягер года» (2004, 2005, 2006), а в 2006 году даже состоялись его сольные концерты в сопровождении камерного эстрадно-симфонического оркестра. Вот такой удивительный — в действительности «ренессансный» размах способностей и широта творческих возможностей, с которыми я, честно говоря, встречаюсь впервые. Но это еще не все: Олег Слепцов имеет еще одно достаточно серьезное увлечение: он бредит таинственным миром высокого искусства гобелена, в чем убеждает экспозиция выставки в «Хлебне».
Архитектурная тема безусловно выступает его музой в монументальных по своему масштабу и звучанию гобеленах. Ведь, согласитесь, ничего так не напоминает об историческом прошлом нации, как архитектурные творения прошлых эпох и стилей, которые возникают на гобеленах Олега Слепцова подобно волшебному эху далекого гармоничного мира, окутанного таинственной и меланхоличной дымкой.
Художник много потешествует по Украине в поисках натуры, которая его вдохновляет: зодчеству и природе он обязан своим эстетическим откровением и чувством. В этом художник наследует своего выдающегося учителя — непревзойденного киевского архитектора-графика, который виртуозно владел пейзажным жанром, — Юрия Химича, который оставил нам «золотую россыпь» графических шедевров с пейзажами храмной и городской архитектуры Украины, созданную в его авторской смешанной технике гуаши и темперы.
Некоторые графические листы Слепцова-путешественника действительно свидетельствуют об опосредствованном влиянии уважаемого наставника, с которым ученик неоднократно путешествовал и рисовал бок о бок. Но в отличие от станковой графики Химича, множество рисунков, этюдов, пастелей, полотен маслом Слепцова впоследствии определенным образом трансформируются и превращаются в переменчивые «портреты вечности» в гладком ткачестве.
Архитектор, ученый, музыкант, композитор, художник Олег Слепцов, бесспорно, поражает амплитудой своих интересов и талантов, масштабом и интенсивностью труда. Однако, уверена, это не только его заслуга: в полную силу работают и гены. Исследовав свою родословную до 18 века, Олег выяснил, что все его предшественники из поколения в поколение рисовали и пели. Еще «откопал» архивные документы, которые свидетельствуют о доминирующей в роду линии священнослужителей: Слепцову по крайней мере стало известно о пяти прапрадедах-священниках. Но основное влияние на формирование его мироощущения и мировоззрения, несомненно, оказали родители Олега — Семен Григорьевич Слепцов, который был военным, и Ирена Станиславовна, библиотекарь с 60-летним стажем — мама, которая посвятила гармоничному развитию всех врожденных многочисленных талантов сына всю свою жизнь, получив в награду поражающие результаты, в чем убеждает хотя бы это мнение ее любимца: «Возможно, оттого, что мне в жизни чаще приходилось удивляться, чем сомневаться, мой образ жизни — это гармония архитектуры, музыки, живописи, гобеленов, научных исследований, книг, в которых обобщен мой опыт и желание передать ученикам свои знания, любовь и оптимистическое отношение к профессии. Наверное, это и является счастьем творчества», — рассуждает Олег Слепцов. И он, бесспорно, прав. Хотя такое счастье дается только избранным.