Недавно редакция получила сообщение о попытке рейдерского захвата Свято-Покровской церкви в городе Малине на Житомирщине. Конфликт состоялся между Украинской православной церковью Московского патриархата и Русской православной церковью за границей, центр которой находится в Одессе. Дело в том, что на одной территории расположены два храма враждующих конфессий, вот только помещение Московского патриархата старое, а церковь РПЦЗ — новая. Ее и пытается захватить Московский патриархат, мотивируя это тем, что раньше эту землю выделили для их конфессии.
Эта история продолжается уже десять лет. В ней сложно найти концы — и именно этим она характерна для украинской церковной жизни в вопросе права на землю, имущество и паству. Начался конфликт с момента, когда Василия Демченко лишили сана в церкви Московского патриархата, в которой он служил. Священник не растерялся и решил перейти к Русской православной церкви за границей. На руку сыграло и то, что на прилегающей территории к старой церкви в доме бывшего военкомата строилась новая. Землю на парафию выделил городской совет, а деньги инвестировали спонсоры. С тех пор общество разделилось на тех, кто ходит в церковь Московского патриархата, и тех, кто пошел за парохом Василием. Это, конечно, не понравилось архиепископу Овруцкому и Коростенскому УПЦ МП Виссариону Стретовичу. Жители Малина заверяют, что именно он инициировал недавний захват церкви. Представитель Московского патриархата, который пожелал остаться инкогнито, считает, что верующих обманули: «У него (отца Василия Демченко. — Ред.) на службе всего пару людей, а в нашей церкви стоят сотни. Им жарко и тесно, потому люди пришли забрать церковь, которую они строили. Если вас увольняют с работы, вы же не забираете помещение или машину». Сановники Московского патриархата заявляют, что отец Василий был лишен сана за злоупотребление алкоголем. Зато священник утверждает, что Виссарион Стретович требовал у него деньги тогда, когда бюджет церкви был пуст из-за расходов на строительство храма. За этот отказ его и уволили с должности.
Во время утренней воскресной службы ворвались представители Московского патриархата и предложили отцу Василию Демченко проводить дальше литургию вместе. Он отказался, и за это его сбили с ног и насильственно вывели из храма. Несколько дней в церкви находились представители Московского патриархата. По словам мирянки Галины, люди приехали из Коростеня и Бородянки, закрылись внутри и не выходили из храма. Когда она пыталась задокументировать события на камеру, сын священника от Московского патриархата схватил ее за руку, чтобы женщина не снимала. Милиция по-своему отреагировала на межцерковный конфликт. «Это спорный вопрос относительно принадлежности церкви Украинской православной церкви Московского патриархата или Русской православной церкви за границей», — говорит начальник Малинского МВ УМВД Михаил Старовойт. Он уверяет, что милиция контролирует разрешение этого конфликта: «Наша задача — обеспечение охраны общественного порядка. Согласно действующему законодательству, мы не можем регулировать религиозные вопросы, для этого есть местная власть». Зато первый заместитель городского головы Малина Олег Ювковецкий официально отказался давать комментарии газете «День» по телефону. До этого другие представители Малинского городского совета заявили, что не видят связи их органа с этим конфликтом и посоветовали церковникам самостоятельно разбираться между собой.
По словам отца Василия Демченко, принадлежность здания новой церкви РПЦЗ подтвердили пять судов, в частности — Малинский районный суд в 2007 году, Апелляционный и Верховный суды в 2008 году. А по результатам недавней атаки Московского патриархата, митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский, архиепископ Таврический и Одесский РПЦЗ Агафангел Пашковский, обратился с заявлением в генпрокуратуру с целью возбуждения уголовного дела против Виссариона Стретовича. Малинская прокуратура отказалась рассматривать этот вопрос.
Внимание на себя в этой истории обращают как минимум два момента. Во-первых, ни одна из этих церквей, борющихся не только за землю, но и за прихожан, на самом деле по своей сути не является украинской, хотя ее прихожане — украинцы, и лбами сталкивают именно их. Имеем в виду Церкви, а не персоналии, некоторые из которых, в частности — в УПЦ МП, все выразительнее становятся проукраинскими. Во-вторых, поражают насильственные методы захвата церквей «слугами Божьими». Похоже, в УПЦ МП это входит в практику. Достаточно вспомнить не столь давние рейдерские атаки с их стороны на храмы УПЦ КП. Как рассказал в интервью журналу «Український тиждень» Патриарх Киевский и всей Руси-Украины Филарет, в прошлом году в селе Каменка Тельмановского района на Донетчине появились бизнесмены, которые хотели подкупом переманить священников в УПЦ МП. Если же священники отказывались — их запугивали силовыми методами. В Винницкой области некоторые работники райгосадминистраций собирали духовенство УПЦ КП и ультимативно предлагали перейти в Московский патриархат. Так же и на Донбассе. На сайте Gazeta.ua со ссылкой на пресс-службу Украинской Патриархии также появлялась информация о захвате храма святителя Димитрия Ростовского в городе Макарове Киевской области. А Волынская областная организация объединения «Свобода» в свое время сообщила об угрозе атаки в селах Вязовное и Проходы Любешовского района Волынской области. Все это наталкивает на мысль, что такие случаи постепенно становятся правилом, а не исключением.
Юрий ЧЕРНОМОРЕЦ, религиевед:
— Сегодня такие конфликты случаются очень редко, в отличие от первой половины 1990-х годов. Русская православная церковь за границей почти никем не признается в православном мире. Странно, что украинцы принадлежат к ней. Это какой-то нездоровый фундаментализм. Хотя, с точки зрения законодательства, деятельность РПЦЗ легитимна. Для организации религиозной общины достаточно десяти человек, парафия может объявить хоть Аргетинскую церковь за рубежом. С точки зрения канонической церкви, такого рода самоорганизация является самозванцем, приход должен принадлежать украинской церкви, иначе произойдет нарушение канонов — со свечой можно проповедовать любую идею. По логике Московской патриархии, священник, оставивший их конфессию и перешедший в эту заграничную общину, не может служить. Более того, его службы являются кощунством. Законодательство же поддерживает волеизъявление общины, но сама община также не остается сплоченной — разъединенные группы противостоят друг другу. Активность Московского патриархата наблюдалась в 2010-ом, когда пришла к власти команда Президента Виктора Януковича. Московский патриархат переключился на получение имущества, которое еще не возвращено государством церкви. Такие ситуации указывают на общественную востребованность государственного органа наподобие Государственного комитета по делам Украины национальностей и религий. Эта институция давала консультации судам, местным органам власти, координировала работу стражей порядка. Сегодня нет такого органа, и каждое подобное дело затягивается на десятилетия, ведь сами церковники вряд ли способны решать такие вопросы.