На днях Музей мира в Роттердаме объявил о готовности продать 10 тысяч экспонатов из своей коллекции, основанной в 1885 году, — из-за намерения власти Нидерландов сократить бюджетные расходы на культуру в 2013 году. Так директор музея Стенли Бремер хочет удержать музей «на плаву». Впрочем, мировое музейное сообщество уже раскритиковало его решение — это снизит уровень доверия налогоплательщиков, меценатов и благотворительных фондов к музею — и только ухудшит ситуацию. По мнению музейщиков, нужно искать другие пути обеспечения финансовой стабильности института, а к протестам против сокращения государственных расходов на культуру должно активно приобщаться общество.
Это не единственный пример музея, который оказался в трудном положении. Тенденция к урезке государственного финансирования музейной отрасли в целях экономии уже ощутима в ряде стран. На днях бастовали музейные работники в Греции. А в начале марта музеи и художественные галереи со всего мира приняли участие в глобальной кампании в защиту музеев в Боснии и Герцеговине. В октябре прошлого года из-за недостаточного финансирования и отсутствия государственной поддержки в Сараево закрылся основанный 124 года назад Национальный музей. Эта же судьба ожидает еще шесть боснийских культурных институтов. Среди участников акции солидарности — и украинские музеи. Им хорошо известно, что такое урезанное финансирование и слабая государственная поддержка.
КАК РАЗДЕЛИТЬ СРЕДСТВА МЕЖДУ МУЗЕЯМИ, ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ И ЦИРКОВЫМИ КОЛЛЕКТИВАМИ?
По данным Государственной службы статистики Украины, по состоянию на конец 2011 года в Украине насчитывалось 570 музеев. Из них 12 музеев временно закрыты для посещения. По статусу — это 45 национальных, 26 — государственных, 106 — областных, 371 — районных и городских музеев и еще 22 — в категории «другие».
Если анализировать бюджет Украины на 2013 год, то сложно понять, какие бюджетные расходы получит каждый из музеев, но очевидно, что всем на все не хватит. Так, на функционирование музеев в целом в госбюджет заложено около 11 миллионов гривен. Если разделить эту сумму на количество музеев — то это в среднем выходит немногим более 19 тысяч гривен на музей. Но в бюджете также заложен ряд статей расходов, где так или иначе фигурирует музейное дело. 318 миллионов на «библиотечное и музейное дело, выставочную деятельность, осуществление культурно- информационной и культурно-просветительской деятельности». Еще около 34 миллионов на «осуществление концертно-художественных и культурологических общегосударственных мероприятий, мероприятий по почитанию памяти, мероприятий по выявлению и поддержке творчески одаренных детей и молодежи, мероприятий, связанных с обеспечением свободы совести и религии, на государственную поддержку региональных культурных инициатив и любительского искусства, на пополнение экспозиций музеев и репертуаров театров, концертных и цирковых организаций, обеспечение развития и применения украинского языка». Отдельно есть статья на 9,5 миллиона гривен на «финансовую поддержку развития научной инфраструктуры в сфере сохранения драгоценных камней, функционирования Музея ценных и декоративных камней, поддержка культурно- оздоровительных и социальных мероприятий финансовой системы» и еще почти три миллиона гривен на «функционирование Центральной государственной научно-технической библиотеки и Государственного металлургического музея Украины». Еще 40 миллионов на «проведение консервирования и современной музеефикации (...) фундамента Десятинной церкви...» и тому подобное. Сколько конкретно в том или ином случае перепадет средств именно музеям — пока непонятно. Впрочем, уже сегодня музеи говорят, что заложенных в бюджет денег всегда недостаточно, а поэтому они вынуждены искать поддержку у спонсоров и меценатов, а также самостоятельно зарабатывать средства на свое функционирование.
БЕЗ МЕЦЕНАТОВ — НЕ ОБОЙТИСЬ
Национальный художественный музей Украины недавно ввел инициативу «День рождения в музее». Оригинально отметить день рождения здесь предлагают за 400—1000 гривен. По словам работницы музея Светланы ЦУРКАН, у музея есть заказы на праздник еженедельно: «Этот проект с самого начала создавался как коммерческий, и он себя оправдал».
По мнению пани Светланы, музей должен существовать за средства спонсоров, а не посетителей: «Музей должен быть доступным для аудитории, поэтому мы никогда не сможем себя обеспечить лишь за счет билетов. Он финансируется частично на государственные деньги, но также должны быть спонсоры».
В то, что музей когда-то сможет сам себя обеспечить, не верит и Екатерина ЧУЕВА, ученый секретарь Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко: «Мы рассчитаны на широкую аудиторию и значительный процент наших посетителей — льготные категории. Часть средств мы получаем от спонсоров и меценатов, часть — от продажи билетов. Но расходов намного больше». Ныне музей Ханенко активно привлекает свою аудиторию: в музее к каждой выставке проводят разнообразные мероприятия — поэтические или музыкальные вечера, мастер-классы и тому подобное.
Интересный проект придумали в Львовском музее истории религии — там работники проводят костюмированные экскурсии по экспозиции и подземельям бывшего Доминиканского монастыря... ночью. Экскурсии, которые проводят исторические персонажи — княгиня Ольга, граф Николай Потоцкий и другие, — стоят 300—450 гривен для 10 человек. «Поскольку их проводят наши научные работники (мы не нанимаем актеров, даже костюмы шили наши художники), то такие мероприятия приносят прибыль. Музей может зарабатывать, но все равно нужны спонсоры», — рассказывает Екатерина НАЗАР, заведующий научно-образовательного отдела музея.
Но, как рассказали «Дню» в одном из музеев, попросив его не называть, часто заработанные на дополнительных услугах деньги музей добавляет к заработанным на билетах — и отдает государству. Поскольку государство ожидает определенные поступления от деятельности музея, то, чтобы его не закрыли, он вынужден этот план выполнять. В такой ситуации, говорят музейщики, без помощи спонсоров и меценатов — не обойтись.
О ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ МАТЕРИАЛЬНЫМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ЦЕННОСТЯМИ
По словам директора благотворительного фонда «Мистецький Арсенал» Ольги Виеру, сегодня достаточно трудно «растолкать» общество, а богатые люди пока недостаточно активно вкладывают деньги в культурное пространство. Пани Виеру приводит слова президента Международного совета музеев Ганса Мартина Хинца о том, что политики идут на успех. То есть, сначала музей должен стать успешным, а потом к нему придут меценаты. «Кроме того, — говорит директор БФ, — музеи закрывают по всему миру не только потому, что нет финансирования, но и потому, что из-за различных политических, социальных ситуаций, у них в сознании произошли изменения и они не знают, какие ценности предложить обществу. Об этом в своей лекции в Киеве говорил и господин Хинц. Это очень важно — какие ценности музей может предложить обществу. Если в обществе есть проблемы, музей должен это отражать, должен улавливать те ценности, которые для общества являются актуальными. Общество должно помогать музею, а музей — обществу. Это запрос на глобальное партнерство».
Чтобы граждане активно помогали музеям, те, в свою очередь, должны предложить что-то действительно интересное. Директор «Мистецького Арсеналу» Наталья Заболотная уверена: «Нужно популяризировать и продуцировать новые культурные смыслы, давать установку на яркие события». Таким событием, например, может стать выставка в «Мистецькому Арсеналі» скульптур Йогана Георга Пинзеля. «Он имеет все шансы стать одним из глобальных символов Украины, своеобразным культурным брендом», — говорит Наталья Заболотная. Поскольку выставка имела успех в Лувре, Пинзель привлечет и украинского посетителя, а все полученные за билеты средства пойдут на ремонт крыши Львовского музея Пинзеля. «Нам нужно работать над тем, чтобы в обществе, у высокопоставленных должностных лиц и культурных стратегов, у Министерства культуры было понимание — насколько привлекательной становится та или иная страна, где появляется яркий культурный проект», — объясняет директор «Мистецького Арсеналу». Сейчас здесь стартует «Мистецька Масляна». Благодаря подобным развлекательным проектам музейный комплекс зарабатывает средства на свои резонансные выставки и художественные проекты.
О том, что музеи должны предлагать что-то действительно яркое и уметь это прорекламировать, потому что иначе посетители не пойдут к ним, свидетельствует и статистика. Например, в 2011 году высший средний показатель проведенных выставок в расчете на один музей приходился на художественные музеи. На втором месте — комплексные, на третьем — литературные музеи. Но при этом высшая средняя посещаемость приходилась на природоведческие музеи, в которых количество выставок — одно из самых малых. А литературные и комплексные музеи даже не вошли в пятерку самых посещаемых, несмотря на свою активную выставочную деятельность. Следовательно, перед музеями стоит вызов на качество предлагаемых мероприятий и на умение заинтересовать ими, а не на их количество. Тогда, возможно, не придется дополнять заработанные на билетах деньги средствами за дополнительные услуги, а вкладывать их в интересные проекты и привлекать посетителей.