Нельзя не видеть, что у нас существует политика двойных стандартов в отношении прав человека: одни — для международного сообщества, другие — для своих граждан
Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ) была принята и провозглашена Организацией Объединенных Наций (ООН) 10 декабря 1948 года в ответ на ужасы Второй мировой войны. Этот документ, содержащий основные права и свободы человека, лег в основу международной системы защиты прав человека. 50-летие ВДПЧ широко отмечают во всем мире, в том числе и в нашей стране.
За пышными юбилейными торжествами как-то призабыли о том, что Украина не голосовала за принятие ВДПЧ, как другие 48 государств (она воздержалась вместе с Польшей, Чехословакией, СССР, Белоруссией, Саудовской Аравией, Южной Африкой и Югославией), что вплоть до конца 80-х годов ВДПЧ скрывалась властями СССР от своих граждан, а машинописные копии ВДПЧ отбирались при обысках как антисоветские материалы, что сами права человека советскими юристами объявлялись «буржуазными выдумками», и что, наконец, ВДПЧ во многом носит характер компромисса между либеральной концепцией прав человека, в основе которой идея свободы (права человека — зоны, свободные от государственного регулирования) и патерналистской моделью обеспечения государством хорошей жизни своим подданным, базирующейся на коллективных правах. В Декларацию были включены некоторые социальные гарантии типа «права на оплачиваемый периодический отпуск», которые, вообще говоря, к правам человека имеют весьма косвенное отношение.
Приняв ВДПЧ и ратифицировав затем международные пакты ООН 1966 г. о гражданских и политических правах и о социальных, экономических и культурных правах, имеющие уже юридическую силу для ратифицировавших их стран, правительства взяли на себя обязательство соблюдать права человека, гарантированные этими пактами. Однако они оказались не в состоянии выполнить эти обязательства прежде всего потому, что источник нарушений прав человека — само правительство. И если государство не встречает отпора со стороны гражданского общества, защищающего права человека, нарушения становятся все более массовыми и масштабными.
Даже беглый анализ изменения ситуации с правами человека в Украине за десять лет убедительно, на наш взгляд, показывает справедливость такой оценки для нашей страны. Молодое, вначале еще вполне лабильное государство затем стало закостеневать во все более неприятном для основной массы людей варианте: оно все больше занято обслуживанием власть имущих при все более растущем безразличии к судьбе всех остальных и все большей агрессии по отношению к тем, кто высказывает недовольство складывающейся системой отношений. Украинское общество становится все более жестоким: наша страна — один из мировых рекордсменов по количеству смертных приговоров, по относительному количеству заключенных, пытки во время предварительного следствия — распространенное явление, говорить о независимости и справедливости нашего суда трудно, наоборот, независимые эксперты считают, что половина судебных решений несправедливы, я уже не говорю о социальных и экономических правах, провозглашенных ВДПЧ и зафиксированных в нашей Конституции: право на достаточный уровень жизни, на социальную защищенность выглядит просто издевательством...
В целом положение с правами человека в последние два года существенно ухудшилось. Можно наблюдать, как постепенно усиливаются очень опасные для прав человека тенденции. Во-первых, усилилось административное давление государства, его агентов, желание детально регламентировать жизнь в какой-либо сфере, что существенно ограничивает свободу личности. А желание избавиться от этого регламентирования вызывает к жизни все более изощренные административные процедуры и методы наказания. Во-вторых, обострилась политическая борьба, в которой противоборствующие силы применяют, мягко говоря, нецивилизованные методы, используют силовые структуры для победы над оппонентами. Это приводит к увеличению произвола и безнаказанности правоприменительных органов с одной стороны и к усилению чувства незащищенности всех — с другой. В-третьих, все шире становится засекречивание, замалчивание, ограничение доступа к официальной информации. Недавний нормативный акт, позволяющий руководителям органов исполнительной власти ставить гриф «ДСП» на свои документы — вопиющее нарушение свободы информации. Он фактически узаконивает постепенно сложившееся положение, когда государственные органы действуют как собственники официальной информации, ставя гриф «секретно», «совершенно секретно», «для служебного пользования» на документы со сведениями, которые никак нельзя засекречивать. Это создает большую опасность для прав человека, ибо только информированное общество может выполнить одну из своих главных функций — контроль над действиями органов государственной власти. К сожалению, гражданское общество в Украине слабое, пассивное и не выполняет надлежащим образом эти функции. В-четвертых, налицо желание прибрать к рукам средства массовой информации, сделать их ручными и послушными. Возбуждение Киевской городской прокуратурой уголовного дела за клевету против Сергея Рахманина за недавнюю публикацию в газете «Зеркало недели» — из ряда вон выходящее давление на прессу. Относительная свобода прессы — одно из главных завоеваний последнего десятилетия — сейчас находится под угрозой.
Вот еще примеры, свидетельствующие об угрозе превращения Украины в полицейское государство. Бывший министр юстиции Сергей Головатый заявил летом в интервью радио «Свобода», что в Украине существуют государственные киллеры. Через несколько недель было покушение на жизнь известного оппозиционного политика и журналиста Сергея Одарича, заявившего, что он не имеет никаких связей с бизнесом, и что у него есть только один оппонент, кому это было бы выгодно — Президент Кучма. По нашим наблюдениям, эти заявления не вызвали никакой реакции властных структур и общества, не последовало никаких комментариев и опровержения. Как же это можно расценивать?
Второй пример. Газета «Политика» (№19 от 20.05.98) напечатала письмо (с грифом «секретно») Генеральной прокуратуры в некоторые районные прокуратуры Киева с указанием привлечь к ответственности по определенным статьям Уголовного кодекса газеты «Правда Украины», «Всеукраинские Ведомости», «Киевские Ведомости», «Политика», «Сільські вісті», «Товариш», «Комуніст», «МЫ» за разглашение сведений, которые дискредитируют, компрометируют и позорят Президента Украины как главу государства и гражданина, по результатам проверки материалов, которые поступили из администрации Президента. И хотя тон многих статей из оппозиционных изданий не выдерживает критики, такие действия администрации Президента и Генеральной прокуратуры нельзя квалифицировать иначе, как покушение на свободу слова.
Нельзя не видеть, что у нас существует политика двойных стандартов в отношении прав человека: одни — для международного сообщества, другие — для своих граждан. Об этом свидетельствует, например, история с отменой смертной казни. Вопрос о лишении полномочий делегации Украины в Парламентской Ассамблее Совета Европы (СЕ) рассматривался не потому, что у нас выполнялись смертные приговоры, а потому, что делалось в нарушение обязательств нашей власти: первые лица государства дали обещание ввести мораторий на смертные казни и не сделали этого. Недавно выпущенный комитетом по правовым вопросам и правам человека СЕ документ о выполнении Украиной обязательств, данных при вступлении в СЕ, констатирует, что выполнено только одно: принята новая Конституция. О наличии двойных стандартов свидетельствует также отсутствие публикаций текстов международных договоров по правам человека, участником которых является Украина, в официальных источниках права, таких, как, например, «Ведомости Верховной Рады». Это и является одной из главных причин отсутствия прецедентов использования судами международных соглашений в области прав человека. Ранее мы возражали коллегам, которые полагали, что это делается нарочно, думали, что просто не хватает свободных средств, денег и т.д. Теперь мы видим, что мы ошибались.
И вообще, честно говоря, вновь появляется хорошо знакомое ощущение враждебности государства к человеку, забытого уже противопоставления «мы» — «они». Не хочется снова ощущать себя диссидентами, однако именно так постепенно начинаешь думать.
Что же делать? По нашему мнению, все-таки иного пути для общественных организаций, кроме диалога с органами власти сейчас не существует. Главная обязанность государства по Конституции — реализация прав человека, они декларированы как одна из высших ценностей, и это является основой для объединения усилий государственных и негосударственных институтов. Тем более, что бывшей монолитности сейчас нет. В любом государственном учреждении можно найти людей, которые искренне хотят выполнить эту обязанность. Нельзя также утверждать, что у нас в стране с правами человека совсем плохо. Украина — одна из наиболее толерантных стран в Европе по отношению к национальным меньшинствам и беженцам, есть определенные признаки позитивных изменений в судебной системе, можно наблюдать, что руководство МВД всерьез обеспокоено распространением пыток и жесткого обращения и хочет исправить ситуацию, можно привести и другие позитивные меры. Но в целом положение с правами человека существенно ухудшилось.
Права человека — это иммунная система организма общественной жизни. Если пренебрегать иммунной системой, то организм начинает постепенно болеть и умирать. Политический режим, который нарушает права человека все больше и больше, рано или поздно обречен на поражение. Нам всем необходимо понять, что либо Украина будет постепенно превращаться в демократическую страну, в которой права человека реально выполняются, либо ее вообще не будет, потому что противоречия будут накапливаться и в конце концов разорвут страну, как это случилось с СССР.
И в этой борьбе за демократию и соблюдение прав человека всеобщая декларация по-прежнему является путеводителем, «заданием, к выполнению которого должны стремиться все народы и все государства».