Сегодня в Украине 18 тысяч детей с особыми потребностями находятся в институциональных заведениях. Стратегия реформирования интернатов в Украине и план действий, уже обсужденные на уровне Президента и Кабинета Министров, предусматривают, помимо прочего, что дети с особыми потребностями будут воспитываться в семьях. Социальные услуги им должны предоставляться на уровне громад. Для Украины это является большой реформой как в плане деинституциализации, так и для формирования новой культуры человеческих взаимоотношений. Поэтому крайне важно наработать методы и технологии работы с такими детьми и членами их семей. При содействии офиса Уполномоченного Президента по правам ребенка сейчас в Украине изучают опыт США. В отличие от этой страны, для нас, к сожалению, до сих пор является редкостью инклюзивный класс в школе, существует много стереотипов в отношении детей с особыми потребностями.
«Такое большое количество детей требует определенной инфраструктуры и на уровне государства, и на уровне местожительства, — отмечает Марианна ОНУФРИК, руководитель общественных программ Института общественно-экономических исследований. — У нас есть пилотные инклюзивные и медицинские проекты, но в сфере социальных услуг существуют большие системные проблемы. Эта отрасль монополизирована государством, тогда как в мире социальные услуги предоставляют общественные организации на уровне громад, и это очень эффективно».
В целом в Украине проживает 150 тысяч детей с инвалидностью, это 2% от всего детского населения. При этом 10% всего детского населения имеет особенности психофизического развития: дети нуждаются в особых подходах в образовании, здравоохранении, предоставлении специальных социальных услуг. К ним специалисты относят, в частности, и гиперактивных детей, и гениев.
«Минобразования отчиталось, что в прошлом учебном году в Украине в полтора раза увеличились количество детей в инклюзивных классах. Но часто взрослые не готовы, чтобы рядом с их ребенком был ребенок с инвалидностью, учителя не знают, как предоставлять им образовательные услуги, — акцентирует Николай КУЛЕБА, Уполномоченный Президента Украины по правам ребенка. — Более того: школа не понимает, что для таких детей нужна ресурсная комната, отдельный туалет. Из 17 тысяч школ у нас только 91 заведение имеет доступ для детей на колясках на второй этаж, одна треть школ — только на первый».
По словам Николая Кулебы, американские специалисты акцентируют внимание на том, что нам следует видеть в первую очередь ребенка, сосредоточивать внимание на его способностях, а не на инвалидности. Ведь ребенок с даже самой тяжелой формой инвалидности имеет право чувствовать себя достойно.
«Мы видим фантастическую платформу для изменений в Украине! Родители детей с особыми потребностями и представители громад активно включились в работу, — утверждает Кристофер Ди РОСА, американский консультант по внедрению адресных решений для людей с ограниченными возможностями. — В Америке все изменения начинались с родителей, которые хотели для своего ребенка лучшей судьбы. Теперь мы начали создавать даже специальные типы громад, которые заботятся о потребностях граждан с инвалидностью. Это центры, институции, открытые для всех, — для тех, кому нужна помощь, и для тех, кто ее хочет предоставить».