Приезжая в Штаты, англичане с присущим им юмором шутят, что в Америке все английское. Все, кроме языка. Будучи носителями английской культуры, но отделившись от Англии политически, английские колонисты вынуждены были создавать новую национальную культуру. Разделенные на племена территориально и духовно, североамериканские индейцы не смогли противостоять колонизаторам, потому что не имели единого духовного образа родины. Такой образ создали именно колонизаторы. Как и каждая молодая нация, американцы плодотворно впитывали в себя элементы других культур, но так и не стали ни иноязычной, ни многоязычной нацией.
Стабильность каждого государства основывается на трех факторах: экономическом, политическом и духовном. Разрушение хотя бы одного из них грозит потерей равновесия всего общества, потому что все три фактора связаны одной целью — воплощением производительного творческого труда в жизнь общества. Без духовного единства невозможен политический компромисс, а без политической стабильности — экономическое развитие. В одноязычных странах общее мировоззрение народа формируется единой национальной культурой. В многонациональных странах национальные культуры вынуждены видоизменяться, «подгоняться» к общей роли — иначе они будут только лианами на стволе одной государственной нации. А такой ствол нужен хотя бы для поддержки равновесия всего государственного здания.
В отличие от Андрея Куркова («День», №42) не считаю Украину многонациональным государством уже потому, что доминирующая нация у нас все-таки украинцы, хотя и частично русифицированные. Проблема Украины в ее двуязычии. Духовное единство народа, которое в политическом аспекте трактуется как патриотизм, воспитывается национальной культурой данного народа, орудием введения которой в общественное сознание является национальный язык. И если украинская культура еще не сформировалась достаточно для усвоения такого мировоззрения, то русская культура в Украине вообще неспособна на это. Если украинской культуре недостает личностей государственного масштаба, если они только связываются с образами Хмельницкого, Мазепы, Шухевича, то русская культура, по моему мнению, вообще отрицает возможность существования Украины как государства, а украинцев — как государственной нации. Весь политический подтекст русской культуры наводит на мысль, что для украинцев лучшим вариантом будет раствориться в океане русскоязычного населения бывших Союза или Российской империи. Но если такой подход станет общенациональным, то это приведет к катастрофе не только Украины, но и России. Русфицированные массы из бывших республик способны растворить и национально сознательную прослойку народа России. Это подтверждается историческим опытом. Когда в Римской империи возобладала общенациональная идея, отраженная лозунгом: «Родина там, где лучше», Римскую империю скоро не было кому защищать.
Я вполне согласен с Андреем Курковым, что родина у нас всех теперь одна — Украина, и не только территориально. Создание духовного образа Украины, ее имиджа и украинского патриотизма является долгом всех ее граждан. Но пока что только украинская культура играет в этом процессе положительную роль. Принять активное участие в государственно- созидательных процессах в Украине русская диаспора сможет только тогда, когда создаст на украинской духовной почве качественно новую русскоязычную культуру.