Печати, учредительные документы и флаг — это все, что тайно удалось вывезти из захваченного боевиками университета. ДонНУ стал первым заведением высшего образования, которое покинуло оккупированный Донбасс и поселилось в 800 километрах от родных терриконов. В Виннице университет фактически с нуля начал свою деятельность, получив в распоряжение бывшее админпомещение ювелирного завода. До сих пор он не имеет собственных общежитий, арендует все четыре учебных корпуса, собирал с нуля научную библиотеку и шаг за шаг обустраивает свои лаборатории офисной техникой. Но своим примером ДонНУ доказывает, что можно оставаться лучшим не благодаря, а вопреки. За пять лет в екзиле университет возглавил ТОП винницких вузов, вошел в десятку классических университетов, а недавно попал в QS-рейтинг высших учебных заведений Восточной Европы и Центральной Азии. Секрет успеха прост, говорит ректор ДонНУ, профессор Роман ГРИНЮК. Университет потерял стены, но сохранил людей, которые продолжают творить его успешное будущее.
«ПЕРВЫЕ НОТКИ ТРЕВОГИ ПОЯВИЛИСЬ ЕЩЕ ВЕСНОЙ 2014-го»
— С приближением 3 ноября, пятой годовщины, когда Донецкий университет начал свою образовательную деятельность в Виннице, поневоле вспоминаешь о тех бурных событиях, которые заставили нас покинуть родные стены. Первые нотки тревоги появились еще весной 2014-го, когда мы собирались на проукраинские митинги с надеждой отстоять украинский Донбасс, но первые столкновения, кровопролитие, первая смерть нашего выпускника Дмитрия Чернявского на глазах у милиции — все это уже вызвало обеспокоенность и заставило нас сократить учебный процесс. Уже в середине мая студентов в университете практически не было.
Второй «толчок» мы почувствовали, когда 5 июля 2014 года в Донецк из Славянска вошли подразделения Гиркина и Стрелкова. После этого начались первые захваты вооруженными формированиями общежитий и автопарка университета. Так же состоялся силовой вариант снятия украинского флага, висевшего на здании главного корпуса университета. Откровенно, на тот момент мы имели надежду, что придет сентябрь и все успокоится. В то время нас поддержали министр образования Сергей Квит и общественный деятель Святослав Вакарчук. Они не побоялись приехать уже в оккупированный Донецк. Общались со студентами, пели гимн Украины в актовом зале, поддерживали как могли.
Но в начале осени уже стало очевидным, что сложная ситуация лишь усугубляется. В сентябре 2014 года поступила команда из так называемого правительства ДНР собрать преподавателей и озвучить приказ о подчинении заведения новому «правительству». Мы собрались коллективом, вооруженные люди представили своего «ректора», зачитали псевдоприказ и сказали, что те, кто не согласен, могут уволяняться. Дали сутки для того, чтобы определиться. Единственное, что я попросил, — действовать в пределах разумного, чтобы людей, которые не согласятся на условия боевиков, не трогали. Эмоции были безумные и разные. Больше всего боялся, чтобы не было преследований, а они не заставили себя долго ждать. Это заставляло действовать быстро и решительно. Университет окружили: никто ничего не мог взять, кроме личных вещей. Вот этот флаг, который вы видите, студенты и сотрудники вынесли, спрятав под одеждой. Я забрал учредительные документы и сообщил Министерству о факте захвата боевиками инфраструктуры университета. И уже через несколько дней встретился с мистером образования и науки С.М. Квитом.
«СТУДЕНТЫ НАЧАЛИ «ТЯНУТЬ» УНИВЕРСИТЕТ НА МИРНУЮ ТЕРРИТОРИЮ»
— Следует отметить, что на тот период министерство действовало достаточно смело и социально ответственно. Еще в начале 2014-2015 учебного года был издан приказ, который позволял всем студентам донецких и луганских учебных заведений переводиться в другие вузы со своими бюджетными местами. И тогда многие наши студенты, которые понимали, что ситуация заостряется, начали переводиться в другие заведения образования — Киева, Днипра, Харькова. Однако студенты и сотрудники боролись за украинский ДонНУ. Самыми активными были филологи и журналисты. Они создали инициативную группу «Спаси Альма Матер», организовали сбор подписей за то, чтобы университет переместить из оккупированной территории. То есть никаких спецопераций, политических проектов не было. Государство ни тогда, ни сейчас не знает, что с нами делать. Мы не имели опыта, примера, даже понимания того, как это можно сделать. Просто было сильное желание и поддержка и принципиальная гражданская позиция коллектива.
Помню, как Сергей Квит лично перезвонил тогдашнему председателю Верховной Рады Владимиру Гройсману и спросил, сможет ли Винница нас принять и поддержать. «Винница сможет!» — ответил Гройсман. И уже на следующий день я поехал на встречу с представителями власти. На то время представления не имел, сколько будет людей, студентов, на какие площади мы претендуем, что нам смогут предложить. Но гостеприимство винницкой земли почувствовал сразу — буквально после разговора с представителями департамента образования и науки Винницкой ОГА. Один из заместителей директора — Андрей Лысак предложил на первый порах занять его кабинет, а для собраний нам предоставили конференц-зал департамента. После этого мы запустили онлайн-регистрацию для студентов и преподавателей. И уже в конце сентября в Винницу начали приезжать первые преподаватели, студенты и сотрудники. Кто-то, увидев условия, решил искать место работы в других вузах на Украине, но четыре сотни смелых остались с университетом, несмотря на непонятные условия труда и отсутствие жилья. И уже 3 ноября мы начали учебный процесс. За университетом переехало более 5 тысяч студентов. Сейчас все они уже выпустились и работают на благо Украины.
«День» ТУШИЛ ИНФОРМАЦИОННЫЙ «ПОЖАР», ЧТО ДАЛО ВОЗМОЖНОСТЬ КОЛЛЕКТИВУ ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ ЛИЧНОСТЬ ВАСИЛЯ СТУСА»
— Было ли легко? Не было! Мы чувствовали определенную напряженность как со стороны коллег из местных вузов, потому что мы же в их глазах конкуренты, так и от местной громады, которая относилась настороженно, потому что не знала, кто мы такие. Да и средства массовой информации «подогревали» ситуацию, ища негативные поводы и печатая материалы, которые связывали университет с пророссийским Донецком. Потом начали упрекать, что университет не уважает своих выпускников, потому что еще с 2008 года игнорирует присвоение имя Василя Стуса, которое инициировало студенты. Скажу так: мы были последовательными в решении этого вопроса. И я очень благодарен газете «День», которая вовремя подставила свое плечо и начала печатать материалы в поддержку университета. Фактически «День» тушил информационный «пожар», что дало возможность коллективу переосмыслить личность Василя Стуса и осознать, кто он для нас. Мы запустили общественное обсуждение, круглые столы, вообще была мощная кампания. И довольно символично было, что именно на Винниччине, родине Василия Стуса, вузу было присвоено имя этого поэта-борца. Произошло это осенью 2016-го. А приказ о присвоении имени Василя Стуса университету привез в Винницу Герой Украины Левко Лукьяненко. Это поставило окончательную точку в этом вопросе и запустило механизм мощного бренда «Имя обязывает!».
Собственно, Стус сдружил нас с газетой «День». С изданием сложились не только партнерские, добрые, но и дружеские отношения. Газета и главный редактор Лариса Алексеевна много сделала как для продуманного решения вопроса присвоения имени Василя Стуса нашему университету, так и для становления университета на винницкой земле. Поэтому на четвертый год пребывания университета в Виннице ученый совет университета присвоил звание почетного доктора Ларисе Ившиной. И как раз этот год был 80-й годовщиной со дня рождения Василя Стуса. То есть линии совпали, а звезды сошлись. Мы каждый раз при возможности выражаем уважение и благодарность газете «День», ее редактору и вам как представителю издания в Виннице.
«УНИВЕРСИТЕТ СТАНОВИТСЯ НА НОГИ И РАСПРАВЛЯЕТ ПЛЕЧИ»
— В данный момент университет активно развивается по наработанной стратегии. Работает по трем векторам, один из которых — научный. ДонНУ имеет три общих научных лаборатории с Институтом НАНУ, исследуем проблематику, которой никто не занимался на винницкой земле, — это прикладная механика, физико-органическая химия, физика магнитных явлений и тому подобное. Именно в подольском регионе появилось пять мощных школ в рамках химической отрасли. К примеру, когда мы приехали, на три области Центрального региона — Винницкую, Хмельницкую и Житомирскую — был один доктор химических наук, благодаря нашему университету имеем теперь шесть ученых. И они сегодня возглавляют научные школы. Кроме того, усилилась подготовка научных кадров по специальностям, которых в регионе раньше не было, — это философия, политология, право, химия и тому подобное. Именно на базе нашего вуза проходит всеукраинская олимпиада по управлению трудовыми ресурсами, в которой принимают участие студенты всех заведений высшего образования страны.
Кроме того, ДонНУ является площадкой для подготовки старшеклассников к олимпиадам разных уровней. Мы готовим детей по химии, биологии, физике. Имеем систему профориентации — «Открытая бизнес-академия», которая работает по разным направлениями: действует школа экономиста, финансиста, аналитика, туристического бизнеса, предпринимательства, маркетинга и так далее. Причем занимаются школьники бесплатно. Имеем научный парк, который создан с целью коммерциализации научных разработок наших ученых. Наши преподаватели и студенты имеют возможность пройти стажировку за рубежом, посещая заведения-партнеры в пределах академической мобильности. За год от 60 до 90 студентов используют эту возможность. И это не только вузы стран-соседей (Румынии, Литвы или Польши), но и Великобритании, Франции, Греции. В то же время приглашаем преподавателей-визитеров из других стран. Их немного, потому что наше законодательство несколько не либерально в этом плане, но они есть, и мы с радостью пользуемся возможностью трудоустроить зарубежных профессоров, которые читают свои спецкурсы, в частности для студентов иностранных языков и международной экономики.
Все это в комплексе позволяет получить поддержку от работодателей, которые трудоустраивают наших выпускников и довольны их компетентностями. За пять последних лет мы выпустили приблизительно 7 тыс. специалистов, 70% из которых работают по специальности. Среди них не только винничане, но и выходцы из Донецкой области, которые не вернулись на оккупированную территорию, а остались работать в Виннице. Я лично знаю многих студентов из Донецка, которые трудоустроены в судебной и правоохранительной системах и успешно работают. Это все я веду к тому, что клише «вуз-переселенец» — это уже не о ДонНУ, университет становится на ноги и расправляет плечи, занимая лидерские позиции в рейтингах среди классических университетов Украины и Европы.
«БОЛЬШАЯ НАУКА НЕ МОЖЕТ РАЗВИВАТЬСЯ БЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ БАЗЫ»
— Донецкий национальный университет имени Василя Стуса имеет свою историю и развивает свои традиции. Наш мощный кадровый потенциал — это люди, которые являются преподавателями, профессионалами, экспертами, новаторами. Плюс — это студенты, креативные, ответственные, профессиональные, которые заряжают преподавателей и сотрудников. И вот эта синергия дает позитивный результат. Мы умеем работать в экстремальных условиях и не боимся препятствий. Хотя, как ректор, я до сих пор в долгу перед коллективом университета за то, что не смог решить болезненные социальные вопросы.
Знаете, вот прошло пять лет, и это как определенная точка, что будет дальше, мы не знаем, государство не знает. Когда мы сюда ехали, то имели такую надежду, что пройде год-два, все закончится и мы вернемся. Даже в приказе о нашем перемещении написано: «до момента, когда оккупированная часть станет украинской». Но пять лет прошло, а ситуация не изменилась. И сегодня, имея определенные позитивные результаты, нас сдерживает решение наиболее важных проблем для нашего университета — это инфраструктура, потому что большая наука не может развиваться без современной научно— исследовательской базы. Мы платим большую сумму средств за аренду помещений, хотя могли бы тратить их на укрепление материально-технической базы. Во-вторых, наши преподаватели до сих пор снимают жилье. Многие семьи уже родили детей в Виннице. Они заканчивают винницкие школы, то есть по сути винничане, а социальные вопросы не решены. Я все же имею надежду, что мы сможем реализовать идею создания кампуса для университета. Как это будет — вариантов много, все зависит от политической воли и инвестиций.
«ДОНЕЦКИЕ УКРАИНЦЫ СТАЛИ ЗАЛОЖНИКАМИ, А СОВРЕМЕННЫЙ ДОНЕЦК НАПОМИНАЕТ РЕЗЕРВАЦИЮ»
— О возвращении в Донецк пока речи нет. Сегодня к этому никто не готов и, кроме того, что вопрос деокупации не решен, есть еще и человеческий фактор и как нам контактировать и общаться с теми людьми, которые избрали пророссийский университет, фактически приняв власть боевиков. С другой стороны, разве сможет проукраинский преподаватель, который натерпелся от своего выбора, учить ребенка, который уже пять лет воспитывается на враждебных традициях имперской России?! Я не говорю, что не верю в возвращение, но пока не могу найти механизмы: как и на при каких условиях это будет возможно.
Сегодня много разных взглядов, что делать с Донбассом: забыть или бороться. Среди людей, которые остались, есть немало украинцев. Донецкие украинцы стали заложниками, а современный Донецк напоминает резервацию. Это влияет на людей, город становится опустошенным, закрывают крупные магазины, пустеют улицы, площади. Донецк становится серым. Ждать смены власти в России не стоит, потому что имперские амбиции россиян — они неизменны. Собственно, это подтверждают исторические публикации в газете «День». Тот, кто ее читает, понимает значительно больше, чем тот, кто смотрит только новости.