Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Роскошь глаза не колет

Где хорошо сидеть шефу?
16 августа, 2002 - 00:00

Однако архитекторы и дизайнеры, специализирующиеся на разработке офисных интерьеров, отмечают явное уменьшение безвкусных «аматорских» кабинетов, особенно у руководителей высокого ранга, — сегодня компании, имеющие средства, хотят интерьер, наполненный дорогими, классическими, оригинальными авторскими идеями, ставя их выше идей тиражируемых, какими бы соблазнительными они ни были. Они все чаще обращаются к профессионалам с просьбой сделать их пространство современным и презентабельным. Особое внимание уделяется не только рабочему месту руководителя, но и прилегающей VIP-зоне, зоне конфиденциальных встреч, залу для брифингов, комнате отдыха. Именно эти пространства являются визитной карточкой организации: главное — сделать их удобными и безопасными.

К счастью, прошло увлечение так называемым американским стилем: унылым аскетизмом обстановки в черно- серо-белой цветовой гамме, которая в нашем суровом климате, когда по полгода солнца не видать, приводит к хроническим депрессиям и всяческим фобиям. Медики заметили, что в таком холодном цветовом пространстве люди чаще и больше других вместо продуктивной работы употребляют алкоголь.

Кончается время цветастых обоев, поголовных вертикальных жалюзи, базарной захламленности рабочих столов дорогими нефункциональными безделушками и бесполезными подарками. Стены наконец, освобождаются от агрессивной нефигуративной живописи и дурновкусовой «обнаженки», а кабинетное пространство — от «каменных баб»: скульптурных групп и одиночных изваяний отнюдь не кабинетного назначения.

По мнению одного из ведущих киевских дизайнеров, заказчик хоть и мыслит нынче свободнее, и денег у него побольше, все равно, — зайдешь к нему в кабинет, и тебя не покидает ощущение диссонанса. Потому что есть серьезный богатый интерьер, а красиво и правильно организованного пространства нет. Многие считают, мол, зачем на «перестройки» тратиться, если «крутизна» и так обозначена. Бывает, что архитектор и дизайнер убедили клиента, сделали что-то интересное. Проходит год, и если случайно заглянешь в тот офис, где они работали, а там — жуть! — хозяин все исправил: «золота» налепил на фурнитуру, лампы какие-то нелепые притащил, барахла наставил на столы, забыв, что шкафное пространство у него как раз для этого и предназначено. Обидно. По большому счету, сегодня не нужны сверхъестественные дизайнерские приемы, никакая суперархитектура, главное — «поймать» гармоничное сочетание места и человека.

А гармоничной всегда была и остается классика. Дизайнеры утверждают, что сегодня актуальны оба направления в разработке офисных интерьеров: классический и авангардный. По наблюдениям, ультрасовременные интерьеры с обилием модного нынче металла, цветной яркой мебелью, хай-тековскими светильниками, причудливыми архитектурными формами заказывают руководители банков, коммерческих фирм, возраст которых находится в пределах 30-и лет. Таких заказов не более 20%. Но делать интерьер современным и одновременно дорогостоящим — в правильном понимании этого слова — очень непросто.

Чем босс старше и чем компания солиднее, тем больше отдается предпочтение роскоши. Но в моде не бездумная роскошь: она не колет глаза, а, наоборот, держится очень скромно. Однако знаток или просто человек со вкусом, вне сомнения, оценит чистые линии мебели от известных дизайнеров мира, высокое качество материалов, из которых выполнялся ремонт, и свежесть архитектурных решений. И сделает вывод: здесь работают люди серьезные, знающие цену себе и своему делу.

Классика вовсе не скучна и не говорит о том, что человек не мыслит современно. Напротив, личность в классическом интерьере, по мнению психологов, внушает доверие, а о компании, которой принадлежит офис, создается впечатление как об основательной, финансово устойчивой, стабильной. Тенденция обращения к вечным ценностям дизайна — обтекаемым формам, натуральным цветам и материалам, геометрическому орнаменту и ненавязчивой, чуть-чуть упрощенной и немного небрежной роскоши — хороший признак. Это говорит о том, что общество наше вступило в полосу осознанного выбора богатого будущего. Оно заключается не в «распальцовке» — «дайте мне самое дорогое, что у вас есть», и не в строительстве «бойниц» вместо приличных домов, а в желании получить то же «дорогое», но в пристойной, престижной и удобной упаковке». Однако, несмотря на постоянные разговоры о том, будто дорогостоящий минимализм исчерпал себя, слухи о его скорой кончине преувеличены. Определенные минималистические тенденции, чуть переосмысленные и смягченные влиянием классики, этностиля, примитивизма, присутствуют сегодня в современном офисном интерьере. «Новое и старое, прошлое и настоящее тесно связаны друг с другом и прекрасно уживаются, создавая всякий раз неожиданное, но обязательно оригинальное сочетание. Ведь офис должен быть непохожим на соседний и обладать выраженной индивидуальностью.»

Сегодня офисным интерьерам присущ европейский деловой стиль. Его главные составляющие — мебель плавных форм, «барочных» линий, много бронзовых и золотых вкраплений, кожаной отделки и, если хотите, запах, ощущение дороговизны. Кабинет руководителя нынче выглядит помпезнее, роскошнее, чем когда-либо. Тому способствуют дорогостоящие шпоны ценных пород дерева актуальных оттенков — груши, вишни, черешни, из которых выполнена не только мебель, но и высокие панели — эта тенденция актуальна в административных и административно- представительских офисах, плюс сложные шторы, французский тюль, уютная мягкая группа и даже камин (да- да, самый настоящий, если позволяет архитектурное решение здания). Сегодня модно отводить часть помещения под личную библиотеку руководителя, а еще лучше, если это будет отдельная комната с соответствующим интерьером — высокими стеллажами, «читальным» столом (за которым либо сидят, либо стоят, просматривая литературу), диваном, небольшим баром.

Все это практически заполняет пространство, и больше ничем не нужно его загромождать. Изюминкой уже будет тот факт, что современная мебель имеет необычные модификации — мягкие линии и «неправильную» форму столешниц, брифинг- приставок, стульев. Хотя кресло руководителя по- прежнему остается кожаным, с высокой спинкой.

А вот стол не должен выситься громадиной посреди кабинета: максимум метр шестьдесят и облегченной конструкции. Для различных бумаг, документов и прочих вещей актуальны такие же облегченные приставки. Впрочем, у современного руководителя бумаг на столе нет — есть профессиональные секретари. Не стоит и компьютерами с телефонами увлекаться — опять-таки, для этого есть соответствующие службы, а у шефа на столе — максимум «продвинутый» мини-ноутбук — типа блокнота. На столе практически не должно быть посторонних предметов, кроме письменного прибора. Прибор же — дорогой, масштабный, из полудрагоценного камня, с позолотой. И хорошая кожаная папка. Телевизор, видеотехника не видны — они вмонтированы в шкаф и с помощью различных технических решений при необходимости извлекаются. Ну и, понятно, что десять телефонных аппаратов тоже на столе не трезвонят — одной- двух небольших трубок вполне достаточно.

В такой интерьер хорошо вписываются классические живописные полотна, гобелены или графические рисунки, желательно признанных мастеров и в правильной, соответствующей жанру, раме. А так же стильные, в духе интерьерной «эпохи», часы, подходящие по стилю лампы (даже при наличии галогеновых светильников в потолке), низкие шкафы с одной-двумя малой формы изящными скульптурами на их поверхности. Бюстик Ильича тоже сгодится.

И в то же время нужно сделать так, чтобы кабинет не напоминал музей, где, входя, надо надевать бахилы, нельзя ничего трогать руками и громко разговаривать. Человек находится на работе, цель его — реализоваться. В интерьере все должно ему в этом помогать. Нельзя забывать, что роскошный кабинет — это, прежде всего, удобное рабочее место с правильно расположенными коммуникациями.

С чем дизайнеры сегодня борются, да не всегда успешно, так это с коврами на полах, эдакой азиатчиной, пережитком социалистического прошлого: многие боссы по- прежнему настаивают на дорогом «шерстяном пятне» у своего стола или на ковровых дорожках по всему офису. И это в то время, когда рынок располагает великолепными разновидностями паркета и половых покрытий. С переменным успехом мастера пытаются побороть тягу некоторых руководителей к фонтанчикам и аквариумам: все-таки это «экспонаты» для комнаты отдыха — релаксируй с рыбками и журчащей водой сколько хочешь, скрывшись от глаз сотрудников.

А вот чтобы кабинет не был «холодным» и неприветливым, не «давил», и не раздражал излишней рациональностью, сюда все-таки стоит привнести «кусочек» себя — вещи, с которыми приятно жить. Например, заполнить шкаф предметами хобби и в случае скверного настроения или внезапной тоски открыть дверцу, взять, потрогать, полюбоваться. Или притащить из дому десяток самых любимых книг. Или в том же шкафу сложить сувениры, которые привезены из разных стран, — дома им места все равно нет. Одну какую-то милую сердцу штучку можно оставить и на рабочем столе. Надоест — поменять. При случае можно все это показать гостям, друзьям. Собственно говоря, стили и направления меняются, дизайнеры сколь угодно экспериментируют с формами и материалами, но рано или поздно все выходит из моды. А тепло человеческого общения остается вечным...

Елена КИРИЧЕНКО, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ