Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Российский капитал «осваивает» украинскую историю

Бизнесмен из РФ профинансировал «поиски Святого Игоря» в Чернигове, а также планирует поставить ему памятник в городе. А где украинские меценаты?
2 августа, 2012 - 12:03
ЧЕРНИГОВСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РАСКОПОК ВОЗЛЕ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА ПРИГЛАСИЛИ СПЕЦИАЛИСТОВ — ИСТОРИКОВ АРХИТЕКТУРЫ ИЗ КИЕВА, МОСКВЫ И ПЕТЕРБУРГА. ЭТО ПОЗВОЛИЛО ДОСТИЧЬ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПОЗИТИВНОГО НАУЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА / ФОТО ВИКТОРА КОШМАЛА

В Чернигове продолжаются раскопки около одного из древнейших храмов Восточной Европы — Спасо-Преображенского собора, который находится в исторической части города, — на Валу. Это фактически второй по возрасту памятник древнерусской архитектуры на территории Украины. Раскапывать территорию вблизи храма археологи начали еще в начале июля. Ученые говорят, что эти исследования можно сравнить разве что с изучением Десятинной церкви в Киеве. Потому что только остатки ее фундамента — старее стен черниговского собора. Правда, не все научные работники единодушны относительно целесообразности проведения нынешних исследований.

Но для нас более принципиальным является другой аспект.

Основным спонсором раскопок стала российская сторона. Даже не государство, а бизнес. Интересно, а где украинский капитал? Пока мы колеблемся, усваивать ли собственную историю, это активно делают россияне, за что украинцы их еще и благодарят. Таким образом, мы фактически подтверждаем, что посягательства России на украинское историческое наследие — справедливы. Собственно, об этом мы писали в «Силі м’якого знака»...

НЕ ВЫХОДЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ РАСКОПОК 1920-х ГОДОВ

На раскопках в Чернигове работает интернациональная бригада ученых — представители Института истории Черниговского национального педагогического университета, научные сотрудники государственного музея в Санкт-Петербурге «Эрмитаж». Археологов также консультируют эксперты ЮНЕСКО. Исследования проводятся на двух участках — с северной и южной сторон храма. Именно там археологи планировали найти захоронение староруських князей династии Рюриковичей. Ученые объясняют: в древние времена выдающихся людей хоронили не в самом храме, а снаружи, в пристроенных галереях или часовнях. Это первые глобальные раскопки под стенами храма за 90 лет. Последний раз археологи здесь масштабно работали в 1923 году под руководством выдающегося ученого Мыколы Макаренко.

«Мы не выходим за пределы раскопа Макаренко, и делаем это сознательно, ведь здесь еще в XIX веке было действующее кладбище. Зачем без особой надобности тревожить прах умерших?» — объяснила свое решение руководитель археологической экспедиции, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и археологии Института истории, этнологии и правоведения им. А. Лазаревского Черниговского государственного педагогического университета им. Т.Г. Шевченко Елена ЧЕРНЕНКО.

Самим раскопкам предшествовала обстоятельная исследовательская работа ученых и специалистов с модерной поисковой аппаратурой. Так, в декабре прошлого года представители одной из фирм отсканировали почти две тысячи квадратных метров территории вокруг Спасо-Преображенского собора. Делали они это по заказу «Балтийской строительной компании» (Российская Федерация), руководитель которой Игорь Найвальт строит в Переделкино под Москвой храм в честь святого Игоря Черниговского.

За разрешением на проведение сканирования геолокатором территории на Валу Игорь Найвальт приезжал в Чернигов. Заручившись поддержкой главы облгосадминистрации, он нанял фирму из Мелитополя.

Интерес российского бизнесмена сводился к возможности получить часть мощей православного черниговского князя для перевозки их в Россию. С надеждой на это И. Найвальт обратился к своему земляку, известному исследователю княжеской эпохи, публицисту, автору книги «Великий князь» Юрию Сбитневу, который еще до начала раскопок был твердо убежден в том, что мощи князя Игоря находятся именно под стенами Спасского собора.

«Спасский собор связан с Игорем Черниговским, который похоронен здесь, в Чернигове. Мощи его до сих пор не найдены, но они находятся вблизи от нас с вами, я в этом уверен, — говорит Юрий Сбитнев. — Погиб князь в Киеве. Через три года он был перевезен сюда. Об этом есть свидетельство летописей, — продолжает исследователь. — Игорь был одним из первых руських князей, канонизованных народом, даже до своей мученической смерти. Он был третьим святым князем на всей территории Древней Руси — первым и вторым были Борис и Глеб».

Как объяснил «Дню» доктор исторических наук Сергей ЛЕПЯВКО, возникла путаница между Игорем Святым середины ХІІ века и князем Игорем, героем «Слова о полку Игореве». «Это разные люди. Святого Игоря Ольговича киевляне убили в 1147 году по политическим причинам, но поскольку на то время он уже постригся в монахи, то потом был признан святым. Сразу его похоронили в Киеве, а затем, будто бы перезахоронили в Спасском соборе Чернигова. А Игорь — герой «Слова о полку Игореве» действительно похоронен в Спасском соборе. Поэтому если бы обнаружили мощи, то, как выяснить, кому они принадлежат, если с ними не произошли какие-то чудеса? То есть это априори уже была бы определенная фальсификация», — заметил Сергей Анатолиевич.

«НА ВАЛУ РАБОТАЛИ ВЫХОДЦЫ ИЗ МАЛОЙ АЗИИ ИЛИ КАВКАЗА»

Работать археологам придется очень осторожно. Для этого целый набор инструментов — от лопат до щеточек. Впрочем, по словам археологов, самое сложное было в начале раскопок.

В оригинале собор имел несколько иной вид — с обеих сторон были погребальные часовни. На месте раскопок находились погребальные сооружения. Именно здесь могли похоронить достопочтенную личность. По словам ученых, пристройка-часовня была практически разрушена во время реконструкции в начале ХVII века, скорее всего, в 1620 году. Тогда храм принадлежал униатской церкви, ведь господствовала на этой территории Речь Посполитая. Центральная часть пристройки тогда была снесена, зато построен подземный погребальный этаж — крипта. Саму же часовню полностью реконструировали. Потом, после пожара 1650 года, почти уничтоженную часовню разобрали до уровня тогдашней поверхности.

«Дело в том, что одновременно с самим собором, как мы уже однозначно выяснили, была заложена и пристройка — вблизи северной апсиды храма. И эта пристройка, как прослеживается на многих примерах из истории православного мира, предназначалась для захоронений представителей местной правящей династии, — объясняет Елена Черненко. — Судя по всему, здесь должен был обрести вечный покой, прежде всего, Мстислав Храбрый, властелин не просто Чернигово-Сиверского княжества, а всей Левобережной Украины — если употреблять современный термин».

Во время раскопок ученые так и не нашли никаких останков. Действительно, по одной из версий, в одной из погребален должны были похоронить князя Мстислава Владимировича (Храброго), в другой — Святослава Ярославовича. Однако кое-что интересное в научном плане исследователям все-таки удалось выяснить...

«Кладка часовни выполнена в довольно нетрадиционном для Киевской Руси стиле. С широким использованием тесаных камней, — говорит куратор раскопок. — У Десятинной церкви совсем другая техника кладки. У Софии Киевской — а это ближайшие по хронологии строительства храмы — технология тоже отличается. Там строили мастера из Византии, из Балкан. Когда мы все откопали — выяснилась весьма неожиданная вещь. Теперь мы четко видим, что на Валу работали выходцы из Малой Азии или Кавказа, где на то время тоже было довольно распространено христианство».

ТОЧНАЯ ФИКСАЦИЯ УВИДЕННОГО

Дальнейшая работа ученых должна решить сразу несколько проблем: обустроить фундамент Спасо-Преображенского собора и территорию вокруг храма, пополнить коллекцию заповедника «Чернигов древний» и даже... позолотить купола! Россияне также собираются построить в Чернигове памятник князю Игорю.

Как отмечают эксперты, из-за строительного мусора собор мог оказаться под угрозой разрушения. В полости под стенами сооружения попадала вода, от чего разрушался фундамент. В настоящий момент главная задача археологов — обстоятельное обследование и точная фиксация увиденного, особенно того, что осталось вне поля зрения Макаренко. Со временем будет создана 3D-модель сооружения, на которой можно будет рассмотреть все его элементы с точностью до сантиметра. Елена ЧЕРНЕНКО рассказывает: «Современные технологии, используемые во время фиксации, применение электронной аппаратуры, коррекция фотосъемки позволяют создать объемную модель. Если модель будет сделана, потому что есть еще сугубо технические проблемы, связанные с сохранением памятника, то она будет представлена на протяжении ближайшего года».

Вопрос же, до сих пор беспокоивший местную общественность, — будут ли находки вывезены в Москву, ввиду того что инициатором и основным спонсором поисковых работ на территории Спаса выступила российская сторона, отпал автоматически. Генеральный директор историко-архитектурного заповедника «Чернигов древний» Андрей КУРДАНОВ отмечает: «Во время раскопок мы хотим снять всю старую брусчатку около Спасо-Преображенского собора. Ее состояние уже не выдерживает критики. Вторая задача — выведение наружу остатков старых фундаментов. Наши планы совпадают с планами «Балтийской компании». Ключевым является желание Сбитнева сделать жест Чернигову, чтобы почтить память князя Игоря. Главное — что место будет обустроено и памятник князю Игорю будет установлен. Таким образом, мы в очередной раз, к сожалению, своих исторических личностей вспомним при содействии кого-то другого».

А вот Благочинный черниговского храма Святой Великомученицы Екатерины УПЦ КП отец Евгений (Орда) комментирует ситуацию с возможным перенесением останков князей следующим образом: «Если бы мощи святого князя Игоря были найдены, то передача даже частички мощей на территорию Российской федерации была бы невозможной. В соответствии с украинским законодательством, мощи святого — это историческое наследие, а передача исторического наследия за пределы нашей территории — уголовное преступление».

КОММЕНТАРИЙ

Сергей ЛЕПЯВКО, доктор исторических наук, профессор Нежинского государственного университета им. Н. Гоголя :

— Князей в соборе действительно хоронили, и их останки могут быть, но в самом соборе. Нынешние раскопки ведутся по разкопам 1920-х годов, которые делал Николай Макаренко, то есть априори там ничего найти не могли. Правда, Макаренко в одном месте недокопал, и там нашли остатки часовни ХVII века, что не попало в отчет Макаренко. Раскопки «пробиты» Сбитневим, деньги давал российский бизнесмен, наши специалисты не очень хотели копать, но пришлось. К чести черниговских археологов, они, во-первых, сначала не соглашались на участие в этом и не видели в этом особого смысла, а когда их фактически заставили это сделать, то они раскопки организовали очень профессионально. Кроме того, пригласили специалистов — историков архитектуры из Киева, Москвы и Петербурга. Это позволило достичь определенного позитивного научного результата.

Поскольку копают непосредственно около Спасского собора, то это составляет для него потенциальную опасность. Тем более, что он имеет трещины. Это может грозить нарушением фундаментов собора. И хотя археологи пытались от этого уберечься, все равно потенциальная опасность имеется. Князья, очевидно, похоронены в подземелье самого собора. Муссируется идея (не знаю, насколько она серьезна) о том, чтобы копать и в самом соборе. А если в нем разбивать пол и свод, то от этого собор точно может рухнуть.

В соответствии с законодательством, археологические находки не могут вывозиться за пределы Украины, поскольку они являются собственностью государства и по закону «Об археологическом наследии» люди, которые производили раскопки, имеют право на первую публикацию, но все, что они нашли, принадлежит государству. На мой взгляд, идея найти мощи святого Игоря — это нелепость. Даже если теоретически там найдут несколько захоронений, то как определить, что это именно тело святого?

Виталий НАЗАРЕНКО, Чернигов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ