Ну скажите, кто из нас в детстве не любил сказки? Да, наверное, таких людей можно пересчитать по пальцам — так их мало. Сказки настолько вошли в нашу жизнь, что, по сути, стали ее отражением. Только волшебные истории всегда заканчиваются хэппи-эндом. Именно этот позитив, который грамотно оформлен в метод — сказкотерапию — способен помогать детям и даже взрослым избавиться от страхов и комплексов.
БУДУ ХОРОШИМ!
Суть метода сказкотерапии — в том, что, сказка доступно объясняет, что хорошо, а что плохо. На примере положительных персонажей ребенок учится быть хорошим, а негативные герои рассказов вызывают у него только отрицательную реакцию. Негативный герой всегда остается наказанным, а доброму достается красавица-принцесса и полцарства в придачу. Чем плохо быть хорошим? Но терапевтическая сказка отличается от обычной тем, что ее выдумывают специально, с учетом особенностей ребенка. То есть ее главный герой похож на ребенка, он переживает те же проблемы и эмоции. Он борется, к примеру, с темнотой, и по его поступкам дитя может видеть, что это на самом деле не так уж и страшно. Или, наоборот, героя сказки судьба наказывает за то, что он не моет руки или не слушается родителей...
В садике «Золотая сказка», который работает по Вальдорфской системе, сказкотерапия — неотъемлемая часть воспитательной программы. По пятницам здесь устраивают кукольные театры. На одном из таких занятий побывала корреспондент «Дня». В группах — дети от трех до семи лет. Перед тем, как начнется сказка, они поют песню, а после садятся полукругом и слушают. Только затем воспитатель знакомит детей с гостями-журналистами, каждый ребенок пожимает нам руку и говорит свое имя.
Тем временем перед маленькими зрителями ставят деревянный пенек, а на него свечу в красивом подсвечнике. Заранее приготовленный макет кукольного театра открывается занавесью. Все здесь продумано до мелочей, каждый символ что-то значит и помогает непоседам настроиться на нужный лад. «Перед тем, как рассказать сказку, я создаю соответствующую атмосферу, и дети погружаются в нее, — рассказывает ведущий педагог садика «Золотая сказка» Светлана Шолохова. — Сама история должна идти очень медленно, чтобы дети могли пережить сказку».
Специально к представлению готовятся и игрушки-персонажи. «Их мы делаем собственными руками, при этом учитываем цвет и форму, — продолжает Светлана. — На всех игрушках практически нет лиц. Это очень важно: образ героя дети должны представить самостоятельно. Так у ребенка развивается фантазия, а вместе с ней и ум». К примеру, негативных персонажей воспитатели делают только из материала темного цвета. И, тем не менее, никогда не используют черный. «Дети его боятся», — поясняет Светлана.
Если в Вальдорфском садике кукольные театры проходят всего раз в неделю, то чтение обычных сказок — каждый день. Причем на протяжении всей недели детям читают один и тот же рассказ. «Нужно, чтобы ребенок пережил сказку и мог ее пересказать. Это развивает речь и память, — рассказывает Светлана, — но самое главное — мы даем пищу для души ребенка, сказка действует как терапия. Добро всегда побеждает зло».
СКАЗКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Обычно воспитатели «Золотой сказки» выбирают народные русские, украинские и сказки братьев Грим. А иногда детям придумывает тематические рассказы. Кстати, если нужно с помощью сказки воздействовать на ребенка, психологи рекомендуют выдумывать рассказы самостоятельно. Конечно, предварительно стоит посоветоваться со специалистом, чтобы ненароком не навредить ребенку. Впрочем, предложить сочинить сказку можно и самому ребенку. И таким образом сделать диагностику его внутреннего состояния.
Кстати, такой способ терапии используют и для взрослых. Сказкотерапевт, доцент кафедры психологии и педагогики НТУУ «КПИ» Александр Бреусенко- Кузнецов считает, что сказки могут помогать как детям, так и взрослым. «В моем понимании сказкотерапия — словесный вариант арттерапии. Обычно мы применяем этот метод, чтобы помочь человеку в личностном росте, — рассказывает А.Бреусенко-Кузнецов. — Сочиняя сказку, человек описывает героев, похожих на себя, они переживают такие же ситуации и проблемы, и в финале находят из них выход». Помогает бороться с различными комплексами, по мнению сказкотерапевта, именно волшебная сказка. Но, говорит А.Бреусенко-Кузнецов, для полного эффекта сказкотерапию нужно использовать и с другими методиками.
ЛУЧШЕ, ЧЕМ НОТАЦИИ
Любопытно, что не каждая сказка приносит пользу, некоторые могут даже пойти во вред... К примеру, по мнению специалистов, народными сказками навредить нельзя — они прошли через не одно поколение и изменились, адаптировались в соответствии с потребностями и интересами детей. А вот с авторскими рассказами надо быть осторожней. «Они вполне могут нанести вред. Просто автор переносит в сказку все свои переживания и, соответственно, комплексы, страхи, — рассказывает Александр Бреусенко-Кузнецов. — Такие психопатологии наблюдаются в сказках Андерсена. Это, конечно, ни в коем случае не означает, что его творчество нужно искоренить и перестать читать детям».
Многие специалисты считают, что лучше выбирать национальные сказки — они лучше подстроены под наш менталитет. А вот, к примеру, восточные рассказы могут быть тяжелыми для восприятия украинского ребенка. Впрочем, считает заведующая лабораторией консультативной психологии и психотерапии Института психологии им. Костюка Зоя Кихарчук, прежде всего при выборе сказки нужно руководствоваться вкусами ребенка. «Не нужно навязывать ребенку свое мнение, покупайте то, что ему больше нравится», — рассуждает Кихарчук. К слову, по мнению психолога, хорошая сказка действует куда эффективнее, чем нудные нотации.
Другой вопрос, что сказка должна нести позитивный заряд эмоций. А не изображать, как это сейчас популярно, кровожадных героев. Детская писательница Нина Воскресенская нашла выход из этой ситуации: она считает, что негативных героев нужно изображать не столько злыми, сколько смешными и нелепыми. «Дети вообще больше любят смешные сказки. Но при этом, чтобы они были совместимы с современностью, близки к реальной жизни и на страницах книги герои сталкивались бы со знакомыми детям ситуациями, — рассказывает Нина. — Но и шутки не должны быть черными, они скорее призваны вызвать чувство жалости у ребенка. А сами герои не должны быть идеальными, то есть такими, какими в реальной жизни стать невозможно. Персонажи совершают различные поступки, в том числе и такие, которыми особо гордиться нельзя. Но самое главное — что они потом это осознают и стремятся сталь лучше».
А еще Нина Воскресенская считает, что вкусы у детей за последнее время изменились. «Раньше, в советские времена детям говорили очень мало правды о реальной жизни, герои сказок несли вполне определенную идеологическую нагрузку. Получалось, что плохо жить могли только за пределами Союза, а у нас, мол, все хорошо. Сейчас же к ребенку попадает много нефильтрованной информации, он уже не смотрит через розовые очки. Потому сказка для него некая отдушина, и возможность найти для себя новые варианты поведения в реальной жизни», — рассказывает писательница.