Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Русский день календаря

Обязательно ли годовщину присоединения Крыма к России сопровождать оскорблениями в адрес Украины, украинцев и крымских татар?
25 апреля, 2001 - 00:00

«Мы — русские и другими не будем!»

(Текст лозунга на митинге в Симферополе)

Двести восемнадцать лет назад Екатерина II подписала Манифест «о принятии» Крыма в состав России. Действительно, Крым вступил в новый этап своей истории и на 171 год (это если считать до 1954 года, а можно считать и до 1917-го — тогда 134, а если до 1991-го — то 208. Любой из подсчетов по-своему справедлив) стал «жемчужиной в короне Российской империи». И этот этап можно оценивать по-разному, что и происходит в действительности. По мнению одних, в Крыму после 1783 года начался расцвет и цивилизация. По мнению других людей — совсем наоборот. Но кроме прочего есть и объективные исторические данные, беспристрастно свидетельствующие о событиях: Крым был присоединен к России в результате нескольких опустошительных русско-турецких войн, население полуострова с примерно 4 миллионов жителей резко сократилось до нескольких сот тысяч, а в 1944 году из него насильственно были депортированы остатки автохтонных жителей, после чего его народное хозяйство настолько захирело, что на «жемчужину» пришлось организованно переселять жителей из России. А когда и это не помогло в 1954 году были приняты радикальные меры — полуостров в хозяйственном отношении был передан Украине, к экономическому комплексу которой, по общему признанию всех, он тяготеет исторически и географически. Этот факт сейчас многими расценивается, как неспособность и нежелание России, которая продолжала и продолжает до сих использовать Крым только как военную базу, тянуть на плечах огромный груз расходов и ответственности за жизнь на полуострове. Конечно, русский праздник в Крыму нужен. Весь вопрос в том, каким именно он должен быть и каково действительное историческое значение факта присоединения Крыма в России в 1783 году? В два праздничных дня в этом году русская община Крыма, фонд «Москва—Крым» совместно с Русским культурным центром, комитетом по охране памятников истории и культуры, краеведческим музеем провели выставки — «Открытие Тавриды. Крым в русской графике первой половины 19 века», «Наследие» — об охране памятников истории и культуры, и их презентации. В библиотеке «Таврика» прошла конференция под названием «Русская Таврида», где были рассмотрены темы о неразрывности исторических судеб Крыма и России, геополитических перспективах Украины и Крыма, русском факторе в Крыму, о периодизации процессов формирования русских поселений Крыма в XVIII — XX веках. В народном гулянии приняли участие фольклорные, самодеятельные и профессиональные коллективы. Большие делегации, кстати, с участием руководства автономии, возложили цветы к памятникам А. Пушкину, А. Суворову, В. Долгорукову-Крымскому. В Симферопольском музучилище состоялся концерт ансамбля Черноморского флота России «Андреевский флаг».

Каков научный уровень этих мероприятий, докладов и конференций, выставок, — это дело организаторов. Видимо, со временем он может повышаться. И тем более не должны такие мероприятия подвергаться цензуре — что задумали, что смогли — то и провели, что хотели — то и сказали. Другое дело — отношение участников мероприятий к действительной истории и к своим соседям по полуострову, по городу, по улице, наконец, что не может не задевать ни их самолюбия, ни их достоинства, ни их интересов…

Никуда не уйти от того факта, что принадлежность Крыма к России — это уже история. Даже в советское время, несмотря на то, что в Симферополе сохранились памятники от той эпохи — обелиск в честь покорителя Крыма В. Долгорукова-Крымского (которого неизменно называют «освободителем Крыма от турок»), памятник А. Суворову и другие, годовщины присоединения Крыма к России не отмечались. Видимо, считалось неэтичным при формальной принадлежности Крыма Украинской ССР, при непростой истории полуострова и при подсознательной памяти о факте незаконной депортации устраивать среди людей, живущих на полуострове, помпезные праздники. Однако уже шестой (праздник установлен Верховной Радой Крыма в 1996 году) раз группа русских организаций отмечает этот день, который называют Днем России в Крыму. В этом году торжества продолжались даже 2 дня. И по этому поводу могло бы не быть никаких возражений — на полуострове русских много, они имеют право помнить свою историю, чтить ее и, безусловно, это похвальное стремление не потерять сопричастности к Родине заслуживает уважения со стороны других жителей многонационального полуострова. Если бы они видели при этом адекватное уважение к себе и к своим духовным и национальным потребностям со стороны русских. К сожалению, эти «праздники» превращаются в антиукраинские и антикрымскотатарские мероприятия, оскорбляющие национальные чувства украинцев и достоинство Украины как государства, вызывающие двойное чувство у крымских татар.

Проблемы русских, проблемы национальных отношений в Крыму участники таких мероприятий понимают весьма своеобразно, довольно оригинально трактуют они и потребности русских в Крыму. Например, при условии, что на полуострове 95 процентов школ, 98 процентов средств массовой информации до сих пор остаются русскими, праздники ежегодно проходят под лозунгами «насильственной украинизации — нет». В адрес Украины раздаются беспочвенные, антиисторические обвинения. Не обидно ли украинцам, да и другим нерусским национальностям, гражданам украинского государства, слышать и читать такие слова «резолюции митинга»: «галицийская национально озабоченная элита стремится всеми силами не допустить даже малейшего шага, направленного на сближение с Российской Федерацией, принося в жертву пресловутой «нэзалежности» экономическое и социальное благополучие, межэтническую стабильность и мир не только в Крыму, но и на Украине». Ораторы на этом митинге называли власть в Украине и в Крыму «антирусской», заявляли, что добиваются «единства единокровных братьев великороссов, малороссов и белорусов в едином, сильном и уважаемом в мире государстве».

«Резолюция» изобилует и другими, мягко говоря, «нелепицами»: «представители одной-двух национальностей поставлены властями выше, чем русские, составляющие 2/3 населения Крыма. Они лишь иногда и только на словах заботятся о русских…».

В честь «праздника» одна из газет установку указателей с наименованиями населенных пунктов на украинском языке расценила как «неуважение к истории, русскому прошлому Крыма». Заместитель Председателя Совета министров Крыма Александр Рябков срочно дал указание заменить указатели снова на русские, хотя по законам транспорт и дороги — объект и общегосударственной юрисдикции и дорожные указатели должны быть исполнены на государственном языке, и, если этого хотят местные жители, только продублированы на ином, приемлемом для них языке. Тем более, что с названиями в Крыму тоже большой вопрос — как известно, после депортации вся топонимика Крыма была изуродована нелепыми переименованиями — за одну ночь были изменены названия тысяч географических объектов. Возвратившиеся в Крым депортированные требуют теперь, соответственно, возвратить и былую историческую топонимику. Поэтому не написание указателей на государственном языке, а сохранение советской имперской топонимики есть неуважением к истории и именно к русскому прошлому Крыма, потому что нелепо до сего времени сохранять в Крыму десятки «ленинских» названий. Так если уж менять указатели — полезно было бы раньше разобраться с научной точки зрения с исторической топонимикой.

Да, история Крыма — сложное явление в нашей жизни. Значительный отрезок исторического времени полуостров входил в состав государства, которое называлось сначала Российская империя, потом Российская Советская Социалистическая Федеративная Республика, потом в СССР. Но дело в том, что от самих русских зависело, как именно история будет оценивать этот довольно длительный период — как лучший в жизни полуострова, или как проблемный. От самих русских зависело, какие порядки, какие законы, какие экономику и уровень жизни установить в Крыму — а именно от этого уже зависит все отношение к ним других людей, ко всем итогам русского правления на полуострове — будет оно признаваемо с благодарностью и уважением или совсем с другими чувствами. Практически та же ситуация остается и сейчас: не секрет, что именно этнические русские до сих пор являются полноправными хозяевами на полуострове — они составляют большинство Верховной Рады, правительства, практически всех других органов власти и от того, как они правят, как относятся к другим национальностям, их правам и потребностям, а не от того, как митингуют в День России — зависит весь имидж русского населения Крыма, отношение к русским людям все других наций. Это, кажется, аксиома, и если со всем этим не будет проблем — именно тогда русским на полуострове будет жить комфортней всех других времен. Поэтому ясно, что нужная формула русского праздника в Крыму еще не найдена. Ежегодные мероприятия если и нужны, то они должны освободиться от неуважения к другим нациям и собственному государству, приобрести более высокий научно-исторический уровень. Тогда «Русский день календаря» может стать фактором консолидации, дружбы, взаимопонимания, уважения всех крымчан друг к другу. Следует сказать, что шесть шансов стать именно таким фактором День России в Крыму уже потерял…

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ