Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рынок труда и образование. Как найти общий язык?

Работодатели предлагают утвердить стандарты для всех профессий, а среднее образование сделать первой ступенькой в получении специализации
5 ноября, 2014 - 10:40

Престижное учебное заведение — качественные знания и навыки — хорошая работа. Это мечта и студента, и работодателя, и преподавателя, который дает знания. К сожалению, эта схема далека у нас от идеала. По данным Федерации работодателей Украины, в 2013 году на финансирование системы образования в Украине было потрачено свыше 50 миллиардов гривен государственных средств. При этом бизнес ежегодно тратит свыше одного миллиарда долларов США для того, чтобы поднять уровень профессионализма выпускников учебных заведений, которых принимают на работу. Нужно искать общий язык, считают и работодатели, и те, кто предоставляет образовательные услуги.

В июне 2014 года на базе Федерации работодателей Украины создали Институт профессиональных квалификаций, который предлагает бизнес-взгляд на процессы в сфере реформирования образования, повышения его качества и сближения результатов обучения с реальными требованиями рынка труда.

— С системой образования у нас постоянно происходит такой разговор: работодатели говорят, что вы готовите не тех, а система образования — что вы не говорите, кого нужно готовить, — объясняет директор Института профессиональных квалификаций, директор департамента развития трудового потенциала Федерации работодателей Украины, а также представитель бизнеса Родион КОЛЫШКО. — Мы изучили европейский опыт, в частности, британский. Схема оформилась в понимание системы профессиональных квалификаций. Мы подготовили три разных законопроекта для четырех парламентов. К сожалению, до них дело не дошло, и все, что мы в настоящее время имеем, это то, что наш законопроект прошел первое чтение в предыдущем парламенте и «застрял» в Верховной Раде. Законопроект описывает три основных компонента системы: профессиональный стандарт, орган, который разрабатывает его (отраслевые советы), и центр оценивания знаний. Системой должен  управлять специальный орган, который мы назвали Национальным агентством по вопросам профессиональных квалификаций. Во многих странах ЕС действует такой орган. Он создает основы для того, чтобы рынок труда и сфера образовательных услуг находили общий язык. Этим языком является язык профессиональных квалификаций. Профессиональные квалификации создаются на основе профессиональных стандартов — это системный документ, который определяет требования работодателя к работнику на рабочем месте. Документ проходит обсуждение в рамках отрасли.  В нем есть требования, определяющие, что работник должен уметь делать на рабочем месте (мы не говорим о том, что он должен знать).

Федерация работодателей уже имеет опыт наработки профессиональных стандартов — вместе с компанией СКМ, Минобразования и Британским советом в 2001 году разработала восемь профессиональных стандартов. Разработка заняла 1,5 года. При этом оказалось, что внедряя эти стандарты, например, для подготовки инженера-электрика в энергетической сфере, вместо 5,5 года подготовки нужно только 3,5  года. А для подготовки работника очистительного завода — всего 8 месяцев (вместо 2,5 года). То есть,  идет речь о радикальных изменениях в структуре образования.

— В Донецке у нас был интересный опыт: директор одного немецкого предприятия пригласил к себе 25 выпускников одного очень известного учебного заведения. И только один из них ответил на вопрос, что такое точка убыточности предприятия. Это не наша функция создавать стандарты, а системы образования. Но, к сожалению, мы не всегда находим с ней общий язык. Есть Закон Украины «О высшем образовании»: мы видим, что там уже нормирован государственный заказ. И когда мы говорим, что экономика требует 1/3 работников с высшим образованием, и 2/3 — с профессиональным, то закон говорит: нет — 51% будет с высшим образованием. Мы говорим, что сначала нужно принять закон о профессиональном, школьном, дошкольном, последипломном образовании, а уже потом принимать закон о высшем. Профессиональное образование и высшее не исправят ошибки, допущенные средним и дошкольным, — говорит заместитель председателя Федерации Украины Алексей МИРОШНИЧЕНКО.

Специалисты отмечают, что профессиональный стандарт — это «не вечный документ». В течение 3-5 лет его следует обновлять, потому что и оборудование, и техника, и требования к работе постоянно изменяются.

Сегодня навстречу работодателям пошли представители средних и высших профессиональных заведений, которые готовят специалистов в металлургической отрасли, химической, отрасли энергогенерирования и угледобывающей (созданы отраслевые советы). То есть,  охотнее идут на сотрудничество профессионально-технические заведения. Работодатели отмечают, что профессиональный стандарт — это не регуляторный акт, а документ, который определяет требования к работнику, но он не является обязательным: «это ответ на вопрос о стандарте образования социологов, политологов, богословов». Никто не будет навязывать профессиональные стандарты.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ