После презентации или рекламной кампании фирменному баннеру не обязательно отправляться на свалку, уверена Дарья Антоненко. Девушка может превратить его в интересный рюкзак, сумку или даже кресло. Что бы то ни было, эта вещь будет не только крепкой и влагостойкой, но и будет иметь уникальный дизайн. Полтора года назад Дарья узнала: баннеры разлагаются более 500 лет и страшно вредят окружающей среде. Тогда и решила: вместо того, чтобы лежать на свалке, баннер может еще немного нам послужить.
— Дарья, как возникла идея использовать баннеры как материал для шитья?
— У моего отца собственная полиграфия. Он печатает на этих баннерах, потому я постоянно сталкивалась с ними. Как эколог я начала исследовать, куда их можно сдавать, как их утилизировать, что с ними делать и что делают во всем мире. Тогда я поняла, что экологически здорового механизма утилизации не существует. Но тогда я натолкнулась на несколько компаний, которые в мире занимаются перешивкой баннеров. У нас на тот момент такого не было. В то время я принимала участие в хакатоне по социальному предпринимательству. Я пришла с этой идеей, и мы заняли первое место. Ночью во время хакатона я пошила из баннера первый образец — пенал. Это стало началом моей работы. Среди жюри появились первые заказчики. Нашу идею поддержали, в нее поверили. (https://www.facebook.com/vidhodiudohodi/)
НЕ ПОДВЕРГАЮТСЯ УТИЛИЗАЦИИ
— Почему вообще обратили внимание на проблему баннеров?
— Сам баннер состоит из многих привычных материалов: тканевая сетка, которая сверху заливается ПВХ. Эти материалы есть практически везде и в одиночку не такие страшные, но вместе они создают смесь, которую невозможно разъединить. Ко всему, она сверху покрывается красками во время печати. Потом могут быть какие-то закрепители или что-то подобное. Из-за этих сочетаний механизма утилизации баннеров не существует. Разлагаются они более 500 лет. Единственный вариант, как от них избавиться, — доставить на завод в Турцию, где их сжигают. Но под действием высоких температур баннеры начинают выделять токсины. Если говорить о наших реалиях, то на мусоросвалках баннеры со временем начинают крошиться, эти микрочастицы ПВХ и краски попадают в воду, а в дальнейшем и к людям. В то же время хочу отметить, что баннерная ткань, пока мы ее используем должным образом, не сжигаем, абсолютно безопасна для человека. Вещи из баннеров можно использовать.
— Сейчас вы увеличили масштабы производства, видимо, баннеров из семейной полиграфии теперь маловато. Где теперь берете сырье?
— Уже через несколько месяцев нашей работы мы начали получать заказы от частных компаний, которые печатают баннеры для своих потребностей. Они просили перешивать их на собственные брендовые вещи: рюкзаки, сумки, кресла-мешки. Это были уникальные вещи, поскольку эти баннеры — только в одном экземпляре. Вещи, которые делались из них, — действительно особенные. Так мы построили сотрудничество с компаниями. Они отдавали нам свои баннеры. Мы их мыли, сушили, выбирали с дизайнерской точки зрения красивые элементы и из них шили продукцию для компании. Далее компания выкупала готовые изделия. Все вещи были в собственной цветовой гамме заказчика. Если нужно, мы также брендировали их, добавляли логотипы на изделия, подбирали фурнитуру в цвет бренда или логотипа. Также мы продолжаем работать и с меньшими заказами. Если человек просит сделать, например, одну сумку, а не тысячу единиц, мы тоже за это беремся, объясняем каждому, что важно уменьшить количество баннерной ткани, которая попадает на свалки.
— Вы делаете только вещи на заказ или и шьете коллекции для массового потребителя?
— Сейчас у нас уже есть стабильный поток заказов, потому мы не успеваем принимать участие в ярмарках и фестивалях. Раньше мы часто принимали участие в событиях наподобие «Все свои» или «Made in UA», но впоследствии поняли, что не все люди готовы покупать такие вещи и понимают важность этого. Когда мы начинали, вообще немногие знали, зачем нужен этот продукт, какие у него преимущества. Из-за этого мы начали активно развивать другую сторону нашего социального предпринимательства. Кроме бизнеса, мы ведем экопросветительскую деятельность, активно принимаем участие в экологических мероприятиях, конференциях, форумах. Мы рассказываем об апсайклинге (вторичное использование. — Авт.), переработке, в частности баннерной ткани, такой практике в Украине и мире. Мы объясняем, что это не страшно, какое это дает позитивное влияние.
КРЕПКИЙ И ВОДОСТОЙКИЙ
— Понятно, что товары из использованных баннеров имеют важную экологическую функцию. А насколько они удобны, какие их преимущества по сравнению с такими же, к примеру, рюкзаками из других материалов?
— Каждое наше изделие — уникально. Мы берем использованную баннерную ткань, которая преимущественно не повторяется. Если есть одинаковые баннеры, мы все равно делаем из них разные вещи, чтобы, покупая наши изделия, человек понимал, что такого больше ни у кого в мире не будет. На баннерной ткани краска достаточно стойкая, потому цвета будут насыщенными и сохранят свою яркость даже через длительное время. Относительно качества, сама по себе баннерная ткань водонепроницаемая и ветронепроницаемая. Если это, например, туристический рюкзак, ты можешь просто протереть его влажной салфеткой — и он будет чистым. Если это глубокое загрязнение — помыть водой или, в крайнем случае, стереть резинкой. К тому же рюкзак будет очень выносливым. Конечно, у баннерной ткани есть свои недостатки, но мы пытаемся минимизировать негативную сторону, совершенствуем нашу продукцию, тестируем ее. А с нового года готовим новую линейку усовершенствованных товаров.
— Баннерная ткань — не похожа на другие ткани, из нее сложно шить, как вы организовали этот процесс технически?
— Действительно было непросто найти производство, на котором мы сможем работать. Для шитья необходимо иметь и профессиональное оборудование, и хороших швей. Обычные швейные машинки шьют легкие ткани — шелк, коттон. Они не способны прошить баннер. Тем более, сделать из него какое-то изделие. Даже если профессиональные швеи могут справиться с обработкой изделия, правильным построением конструкции, они должны работать с грубым оборудованием, в котором есть дополнительные детали, которые могут облегчить процесс производства. Мы долго экспериментировали с правильным подбором «лапок», насадок на швейную машинку, чтобы облегчить шитье. Все же у нас получилось.
ПЛАТЬЯ ИЗ БАННЕРОВ
— В мире моды экологические вещи сейчас на пике своей популярности. Обращались ли к вам дизайнеры с предложениями пошить какие-то аксессуары для их коллекций?
— У нас была коллаборация с дизайнером Дмитрием Домановым. У него есть коллекция из использованных баннеров. В нее входит верхняя одежда, жакеты, платья, комбинезоны, шляпы, ремни и сумки. Это полноценные образы. В прошлом году мы с Дмитрием пересеклись на Украинской неделе моды, где представляли свою продукцию, а у него был показ именно этой коллекции. Нас это заинтересовало, и мы решили сотрудничать. После этого мы часто выступали на конференциях в вещах из его коллекции, чтобы донести до людей проблему утилизации баннеров и продемонстрировать их возможное применение. Сейчас экологический образ жизни на слуху. Но все обращают внимание на популярные материалы: пластик, бумагу, металл, стекло, которые можно сортировать. В то же время немногие говорят о материалах, которые тоже нас окружают в безумных количествах, но не имеют метода утилизации. Мы хотим привлечь внимание именно к ним. Это и было целью сотрудничества.
Фото Дарьи АНТОНЕНКО