На фестиваль эстрадного искусства «Перлина Кам’янця», который проходил в конце ноября в Каменце-Подольском, съехались детские коллективы из Ивано-Франковской, Киевской, Одесской, Сумской, Николаевской, Харьковской, Черкасской, Черниговской областей. Дети ехали показать свое умение, набраться хороших впечатлений, но в силу досадных обстоятельств для многих это завершилось больницей. По последним данным Госпродпотребслужбы, из-за вспышки острой кишечной инфекции пострадало 129 человек, в частности 110 детей и 19 взрослых. Причины отравления специалисты службы искали в гостинично-ресторанном комплексе «Ксения» в Каменце-Подольском, и в гостинично-туристическом комплексе в селе Врубливка, где во время фестиваля проживали детские коллективы с кураторами.
«По результатам лабораторных исследований в образцах пищевых продуктов, в смывах на пищеблоке, в пробах в номерах для проживания выделена Shіgella Sonnei. Возбудитель Sh. Sonnei выделен и в номерах для проживания в гостинично-туристическом комплексе в селе Врубливка», — сообщает Госпродпотребслужба. Сейчас оба комплекса закрыты для посетителей, а материалы по факту возникновения вспышки инфекции направили в правоохранительные органы. Но сделают ли владельцы этих заведений надлежащие выводы? Какое наказание понесут за массовую госпитализацию детей, которых с поезда забирали кареты «скорой»?
ОТСУТСТВИЕ ПРОВЕРОК КАК ФАКТОР РИСКА
Случай с «Ксенией» и гостиницей во Врубливке — только звено в цепи подобных ситуаций. Среди новостей Госпродпотребслужбы за октябрь и ноябрь этого года есть информация о во многом похожих случаях: массовое отравление в лечебно-оздоровительном комплексе «Дружба», вспышка острой кишечной инфекции в черкасской гимназии, то же самое — в черновицкой специализированной школе, кафе Украинского католического университета, школе-интернате на Ривненщине, детском саду Николаева...
Раньше подобные инциденты отслеживали в Государственной санитарно-эпидемиологической службе. Теперь она ликвидирована, ее функции взяла на себя Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. Поэтому нет оснований жаловаться, что некому проверять заведения общественного питания на соблюдение чистоты и безопасность продуктов. Зато есть претензии к самим проверкам, точнее их отсутствию. Раньше заведения общественного питания проходили плановые ревизии от СЭС. Но сейчас, после правительственного моратория на любые проверки бизнеса, это невозможно. Теперь инспекция приходит только после вспышки эпидемии или соответствующей жалобы, то есть когда есть реальные основания для вмешательства в работу заведения.
«ШТРАФЫ СТАНОВЯТСЯ ВЗЯТКАМИ»
Не секрет, что не всегда проверки СЭС проводились честно. Чтобы скрыть недостатки и избежать закрытия заведения, их владельцы действовали по отработанной схеме: за определенное вознаграждение ревизоры закрывали глаза на нарушения. Вместе с тем, к этим проверкам хоть как-то готовились. Теперь закупка продуктов, их качество, условия и сроки хранения, обработка и приготовление — исключительно на совести предпринимателей.
«Сегодня система проверок работает по зарубежному примеру. Предприниматели, которые обеспечивают деятельность заведения питания, берут на себя ответственность за качество и безопасность пищевых продуктов. Соответственно, государство решило, что снимает плановые проверки, потому что об этом просил и сам бизнес, — объясняет Виктория Тимошевская, директор программной инициативы «Общественное здоровье» международного фонда «Відродження». — Сейчас есть два условных механизма, которые могут предотвращать ситуации, как в Каменце-Подольском. Первый — это ответственность и борьба за свое имя или бренд, второй — принадлежность к профессиональной ассоциации, например, представителей пищевого бизнеса. Эта ассоциация определяет: чтобы быть ее членом, надо придерживаться определенных стандартов и практик, что вот мы не покупаем гнилой картофель, не даем супы, приготовленные три дня назад. Но это возможно за счет персональной ответственности, если есть желание сохранить имидж и возможность принадлежать к профессиональному сообществу. А последнее должно было бы стимулировать и быть индикатором того, что бизнес соответствует современным требованиям. Поскольку доказано, что штрафы проблемы не решают, они просто становятся взятками».
Родителям, чьи дети отравились на фестивале, юристы советуют не пускать все на самотек. В законе «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» говорится о том, что в подобных случаях граждане имеют право требовать компенсацию за расходы на лечение детей. В случае отказа конфликт может рассматриваться в суде. Возможно, массовые иски усилят ответственность виновников. Поскольку в условиях, когда государство освободило предпринимателей от ревизий, не все бизнесмены достигли того уровня ответственности, когда пищевые отравления исключены.