Эпиграфом к статье, которой начинался буклет, изданный к Шестому хор-фесту «Златоверхий Киев», директор и художественный руководитель фестиваля и прославленного Камерного хора «Киев» заслуженный деятель искусств Украины Николай Гобдич избрал слова Конфуция: «Покажите мне, какие песни поет народ, и я вам скажу, кто им правит…». Фестиваль продемонстрировал, что с песнями у нас все в порядке. А об остальном каждый имеет собственное мнение.
Слушатели получили возможность услышать столько образцов прекрасного исполнения как классических, так и современных, действительно авангардных произведений, что их хватило бы даже на международную творческую акцию.
Участники феста проявили высокий профессионализм и яркое образное мышление, стремясь найти лучшие способы исполнения старинной украинской и современной музыки. Поэтому практически каждый концерт, начиная с хорового антифона «Духовные произведения Максима Березовского» в Трапезной церкви Киево-Печерской лавры, мог быть признан заметным музыкальным событием. И приятно было, что рядом со столичными коллективами на равных выступали и Камерный хор Харьковской областной филармонии, и Винницкий муниципальный камерный хор, и Николаевский женский хор Высшего государственного училища культуры, и Львовский камерный хор «Gloria», часто демонстрируя собственные оригинальные находки вокального исполнительства.
Традицией «Златоверхого Киева» стало открывать новые грани творчества современных украинских композиторов. Так было с Лесей Дычко, Юрием Алжневым, Виктором Степурко, Анной Гаврилец, Викторией Полевой, Юрием Ищенко и еще целым рядом авторов, произведения которых популярны и у певцов, и у слушателей. А «именинником» Шестого хор-феста стал Владимир Рунчак, хоровой музыке которого свойственны особая медитативность и интеллектуальная наполненность.
«НЕМЕЦКИЙ РЕКВИЕМ» — НА УКРАИНСКОМ ЯЗЫКЕ
Внимание почитателей хоровой музыки привлек также концерт, состоявшийся в Национальном доме органной и камерной музыки Украины, хотя и проходил он не в рамках феста: многие киевляне и гости города впервые услышали «Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса в украинском переводе, осуществленном специально для Киевского симфонического оркестра и хора под управлением Роджера Макмерина Татьяной Островской, которая сотрудничает с этим коллективом уже пять лет. Композитор использовал для написания своего произведения тексты Старого и Нового Заветов, а также некоторых апокрифических книг, стремясь передать надежду на будущее воскресение ушедших из жизни, помня о нетленности духа, обращенного к Господу. И хотя душа автора была наполнена печалью по поводу утраты своего друга Роберта Шумана и отказа от любви к его вдове Кларе, которая также была талантливым музыкантом, в «Немецком реквиеме» мощно звучит и чувство, которое Роджер Макмерин, обращаясь к слушателям перед началом концерта, назвал русским словом «Радость». Что же касается стиля дирижирования американского маэстро, то можно сказать, что, в отличие от украинских коллег, он не стремится к слишком тонкой нюансировке, а больше сосредотачивается на том, чтобы передать величие и главную духовную идею произведения. Слушатели очень тепло приветствовали и самого дирижера, и артистов хора и оркестра, и солистов — Аллу Пригару (сопрано) и Дмитрия Агеева (бас-баритон).
ПАМЯТИ ИВАНА КАРАБИЦА
Кажется, так недавно композитор Иван Карабиц проводил пресс-конференции по поводу открытия в столице очередного Киев-мюзик-феста или Международного конкурса молодых музыкантов памяти Владимира Горовица, вместе с его директором Юрием Зильберманом занимался организацией фестиваля «Летние музыкальные вечера», на котором могли бы демонстрировать творческие достижения юные таланты… Но на этот раз он присутствовал среди нас только своей музыкой и изображенным на портрете, так хорошо передающем доброжелательность и внутреннюю энергию его взгляда.
А исполнялись в концерте произведения, дававшие представление о разных этапах творческой деятельности Ивана Карабица: Концерт для симфонического оркестра № 1 «Музыкальный подарок Киеву», за который 23-летний автор получил лауреатское звание на всесоюзном конкурсе, и написанные или отредактированные в последние годы Пять музыкальных моментов для фортепиано с оркестром и Концерт для симфонического оркестра № 3 «Голосіння». Представляя их слушателям, доктор философских наук академик С. Б. Крымский остановился, в частности, на теме Киева, особенно богатой различными образными средствами, и теме драматизма бытия и вечной памяти, которую автор заканчивал… тишиной. А исполняли произведения композитора Национальный заслуженный симфонический оркестр, за пультом которого стоял одаренный молодой маэстро Кирилл Карабиц — сын автора, и лауреат международных конкурсов пианист Вячеслав Зубков, который был солистом в Пяти музыкальных моментах.