Не буду убеждать читателей по поводу критического состояния украинского языка как в Украине, так и в диаспоре. Угроза большая: погибнет украинский язык — погибнет и украинский народ, а нация мы великая, поскольку, согласно профессору В.Кубиевичу, нас в мире около 65 миллионов. Здесь напрашивается сравнение с в пять раз меньшей еврейской нацией, которая имеет в мире колоссальное влияние. Евреи, организовав свое государство Израиль, не имели государственного языка. Они возродили иврит, и вышло распоряжение правительства изучить этот язык за два года, ибо от этого зависела работа на государственных должностях.
Ирландцы избавляются от навязанного им английского языка. Мэр города-столицы Дублина заявляет: «Я последний мэр Дублина, который говорит на английском языке».
А как у нас, украинцев? Сойдутся десять украинцев и говорят между собой по-украински. А когда появится один чужой, то сразу переходят на чужой язык, чтобы угодить ему, мол, он не понимает по-нашему.
В церквях вводят чужой язык, ибо, дескать, есть смешанные семьи, которые не понимают украинского языка.
Есть такие, которые говорят: «Я в Америке или в Канаде, или еще где-то с украинского языка не буду кушать хлеб, поэтому украинский язык мне не нужен». Или: «Я хожу в украинскую церковь, но мой муж — не украинец, он не понимает украинского языка, поэтому он не ходит в нашу церковь, ибо плохо чувствует себя в этой церкви».
Есть такие, которые охотно говорят на суржике, искажающем прекрасный украинский язык, например: «шідайте до кари, поїдемо попейтувати гавза». Или так называемые интеллигенты вместо того, чтобы изучать родной язык, вводят чужие слова, как: имплементация, менеджер и подобные.
В Украине почти половина украинских детей, особенно в восточных и северных областях, получают образование на русском языке. И это — в украинском государстве!
В чужих краях украинские дети ходят в чужие школы. Понятно, что ребенок вырастает в чужой среде и что знание языка этой страны очень сильное, и украинскому ребенку недостает украинского слова, чтобы хорошо высказаться, поэтому дети автоматически переходят на чужой язык. Так им легче, а особенно, когда они встречаются с ровесниками. Но и с этим можно справиться, если есть охота и понимание.
Есть государства, где проживают много украинцев, которым создают такие условия, чтобы они свой родной язык забыли, а приняли чужой за родной. Такой процесс происходит в теперешней России, где миллионы украинцев не имеют своих школ.
Еще больше примеров можно привести по поводу разрушения родного языка, а с разрушением языка приходит разрушение народа и нации. Мы уже видим, что пользу с отчуждаемых от своего корня украинцев имеет чужбина. Кое- кто из отчуждаемых даже враждебно относится к защитникам украинского родного языка. И это очень болезненное явление.
Хочу отметить, что ничего плохого нет в изучении других языков. Я лично изучил пять языков, с легкостью ими пользуюсь, и это мне никогда не вредило, а даже помогало. Это не значит, что я требую от каждого украинца, где бы он ни проживал на земном шаре, изучать больше языков. Но свой родной украинский язык каждая украинка и каждый украинец должны знать. Нужно помнить слова Т.Шевченко: «.. і чужому научайтесь, і свого не цурайтесь».
Итак, несколько предложений как изменить состояние дел с украинским языком, чтобы украинский народ не исчез в чужом море:
1. Украинская Церковь по всему миру немедленно должна ввести украинский язык в Богослужения и в проповеди священников. А если в церковь ходят смешанные семьи, организовать курсы украинского языка для них, чтобы они изучили украинский язык как второй, и таким образом стали более культурными и духовно богатыми. Теперь есть возможность иметь такие курсы при каждом нашем приходе в Америке, Канаде или где-то еще, ибо приехали с Украины профессиональные учителя, которые зарабатывают на жизнь любым делом. Им следует дать работу при наших приходах, и для этого должен быть создан Митрополичий или Диецезальный фонд.
2. Украинский мировой союз профессиональных учителей начал создавать в Украине лагеря украинского языка для украинских детей, которые отстают в изучении родного языка. Этим летом будут организованы четыре таких лагеря. Из Америки, Канады или других краев нужно присылать наших детей в такие лагеря в Украину, чтобы они знакомились с родным краем и набирались украинского духа.
3. Украинское государство должно заботиться об украинском народе, который живет вне Украины.
4. Украинские банки могли бы выделить определенные суммы для издания украинских учебников для украинских детей и поддерживать украинские школы во всем мире.
5. Богатые украинцы должны вложить определенные суммы денег для развития украинского языка.
6. Каждый из нас, «бедных» украинцев, мог бы от себя внести денежное пожертвование на возрождение родного языка.
7. Мы должны выработать строгий принцип общения между собой только на украинском языке.
8. Украинской диаспоре нужно поддерживать постоянный контакт с нашей Родиной — Украиной.
9. Основать школы для старших для улучшения знания украинского языка.
Итак — все силы на фронт возрождения, сохранения и развития украинского языка, ибо нужно помнить слова поэта Василия Симоненко: «Без мови рідної й народу рідного немає».