«Вопрос не столько в том, что человек сможет полететь еще дальше, к другим планетам, — вопрос в том, как организовать себя так, чтобы делать жизнь человека на Земле достойнее», — сказал ученый Огюст Пикард после первого в истории полета на воздушном шаре за пределы атмосферы. И помочь нам в этом может солнечная энергия. Недавно в Швейцарии состоялась презентация общественности в последней фазе создания грандиозного проекта Solar Impulse — одного из наиболее масштабных экологическо-авиационных проектов не только этой страны, но и всего мира. Накануне испытаний корреспондент «Дня» посетила строительство Solar Impulse в военном аэропорту г. Дюбендорф, что под Цюрихом.
УЖЕ НЕ ФУТУРИСТИКА
Технологии восстановительной энергетики в мире уже давно стали обычным делом. Дома на «солнечном самообеспечении», первые образцы автомобилей на солнечных батареях, другие разработки — этим сегодня не удивишь рядового жителя Западной Европы. Яркий пример — маленькая Швейцария, которая к своим неофициальным титулам страны сыра, шоколада, часов и банков теперь может добавить еще и титул государства с продвинутой экологической политикой. Эта страна уделяет много внимания экологическим проектам и исследованиям в отрасли восстановительной энергетики: власти Швейцарии и жители давно поняли, что использование восстановительных источников — это огромный потенциал.
«Солнечный Импульс» — это проект создания легчайшего и совершеннейшего самолета, который в 2011 году должен осуществить перелет вокруг света с использованием исключительно солнечной энергии. Согласно замыслу разработчиков, он облетит Землю за 30 дней без традиционных топлива и выбросов, включительно с перелетом ночью, ведь солнечные батареи разрабатываются таким образом, чтобы заряда хватало и на ночь. О серьезности проекта свидетельствует, как минимум, его бюджет (70 млн. евро), а также имена почетных участников команды: писатель Пауло Коэльо, Жан Верн (правнук Жюля Верна), Базз Олдрин (участник первой комиссии по полету на Луну), Эли Визель (лауреат Нобелевской премии мира) и другие известные люди. Кроме ряда лучших научных учреждений и компаний, проект поддерживает Европейское космическое агентство.
ПРИКОСНИСЬ К БУДУЩЕМУ
Мастерские проекта Solar Impulse, а точнее, ангары, где создают чудо-самолет, расположены неподалеку от Цюриха, в военном городке Дюбендорф. Разумеется, на территории объекта — настоящий полусекретный режим: посетителям нельзя здесь ни фотографировать, ни прикасаться к чему-либо руками. Для рассказов об истории проекта и показов видеофильмов обустроена специальная пресс-комната. Все, что за натянутой красной лентой, — только для «устного», визуального ознакомления.
...Нас, журналистов из всей Восточной Европы, встречают сотрудники Solar Impulse и лично один из его руководителей, летчик Андре Боршберг. Его напарник, выдающийся ученый-авантюрист в третьем поколении Бертран Эпикард, в данный момент находится за пределами Швейцарии по делам проекта. Сначала направляемся к огромному ангару, где десятки инженеров устанавливают сотни солнечных пластин на 61-метровые крылья будущего самолета. Процесс этот, по словам Боршберга, довольно хлопотный, а для покрытия всего крыла фотогальваническими пластинами понадобится еще три месяца.
— Сейчас мы строим первый, немного меньший опытный образец массой 1,6 тонны, — рассказывает Боршберг. — В целом это будет машина с революционным дизайном, непропорционально большая для ее веса: крылья будут иметь 80 метров в длину, подобно крыльям Аеробуса-380, — это необходимо для размещения как можно большего количества фотогальванических пластин и уменьшения торможения. Но если Аэробус весит 560 тонн, то наш солнечный самолет будет весить лишь две тонны! И, несмотря на такую легкость, самолет будет выдерживать экстремальные нагрузки.
Работа над проектом не прекращается даже во время нашего визита — на гостей почти не обращают внимания. Большинство инженеров — это молодежь, представители разных стран, лучшие профессионалы авиационной и энергетической отраслей. Всего в технической команде Solar Impulse работает более 35 специалистов, еще более 100 экспертов предоставляют консультации. Начиная с 2003 года, для проекта было использовано свыше 60 специальных разработок новых материалов и технических решений.
...Дальше переходим к другому ангару, где расположен стимулятор полетов. Здесь все с точностью имитирует настоящее оборудование самолета: кабина пилота, панель приборов, защитный шлем, кислородная маска. Стены зала — это интерактивные видеопанели, имитирующие для пилота вид на земную поверхность. В кабине может находиться только один пилот, поэтому тренировка в условиях имитации очень необходима.
— Здесь воссоздаются настоящие условия полета в будущем солнечном самолете, здесь мы испытываем себя как летчики. Учиться управлять таким необычным аэропланом непросто, ведь условия полета, да и сам самолет кардинально отличаются от обычных. Но поверьте: это невероятно — знать, что ты будешь первым! — рассказывает Андре Боршберг.
НЕУЖЕЛИ СРАБОТАЕТ?
Solar Impulse — не первый солнечный самолет, задуманный человеком, но бесспорно наиболее амбициозный. Ни одному из его предшественников еще не удавалось осуществить полет на протяжении ночи с пилотом на борту. Планируется, что самолет должен заряжаться от Солнца днем, находясь на Земле, — энергия накапливается в размещенных на крыльях литиевых батареях и, сохраненная там, послужит не только для движения самолета, но и для перезарядки в ночное время.
Средняя мощность двигателя, которую обеспечивает солнце за 24-часовой период, — всего лишь 12 лошадиных сил, такая же, какой достигли в 1903 году братья Райт, осуществившие первый в истории моторизованный полет. Мощность довольно небольшая, поэтому сейчас ученые работают над тем, чтобы оптимизировать эффективность и уменьшение массы всего самолета. Требования к пилоту весьма высоки: он должен быть способным работать на высоте 12 тысяч метров при неблагоприятных условиях давления и температуры. Кабина финальной модели будет оборудована системами, которые позволят осуществлять долговременные полеты: герметизацией, системой распределения кислорода и очистки от углекислого газа и влаги человеческого тела. Все это оборудование должно быть максимально легким и потреблять как можно меньше энергии (чтобы движение самолета не замедлялось).
«МЫ — МОЖЕМ!»
Стартовал Solar Impulse в 2003 году. Первый опытный образец построили в 2007-м и в следующем году провели испытательные полеты. В июне 2009 года будут проведены еще одни испытания, после чего в октябре этого года должна произойти кульминация — ночной полет. Если все пройдет успешно, проектанты начнут строить второй самолет, чтобы уже в 2010-м перелететь на солнечной энергии США и Атлантику. В мае 2011-го Андре Боршберг и Бернад Пикард должны полететь вокруг планеты — по Тропику Рака. На каждом из северных континентов запланировано по одной посадке — для смены пилота и презентации Solar Impulse общественности, ученым и правительствам. Каждый перелет продлится четыре-пять дней, что считается максимумом для одного пилота.
Как только разработчикам удастся достичь максимальной эффективности солнечных батарей самолета и сделать его конструкцию еще легче, Solar Impulse сможет транспортировать двух пилотов в течение более длительных перелетов. И лишь тогда полет вокруг света в самолете на солнечной энергии станет реальностью.
Резонный вопрос, который может возникнуть у каждого, кто услышит о Solar Impulse, — зачем это все? Ведь поставить на массовое производство подобные самолеты — это перспектива по меньшей мере 10—30 лет, даже для продвинутой Европы и США. Ответ на этот вопрос руководители проекта, Андре Боршберг и Бертран Пикард дают всегда один и тот же:
— Для нас это очень важный вызов. Казалось, что это невозможно и лишено смысла, но в действительности «Солнечный Импульс» — очень важный проект для всего человечества. Если у нас получится создать самолет, способный летать на солнечной энергии и днем, и ночью, с двумя летчиками на борту, это будет месседж для всего человечества: мы можем! Solar Impilse разрабатывается, прежде всего, для изменения философии потребления энергии. Мы хотим донести до людей мысль, что восстановительные источники энергии можно использовать очень эффективно.
СПРАВКА «Дня»
Бертран Пикард — известный ученый, психиатр и исследователь, считается одним из «отцов» Solar Impulse. Его имя навсегда вписано в историю человечества, как и три поколения семьи Пикардов, ведь ни одна другая семья так не повлияла на мир исследований, как Огюст, Жак и Бертран Пикард. Бертран прославился в 1999 году, когда впервые в истории осуществил безостановочный полет вокруг света на воздушном шаре (проект Orbiter-3), а также вместе с Брайаном Джонсом побил рекорд в самом длительном полете в истории авиации (по длительности и расстоянию). В своей исследовательской деятельности Бертран Пикард стремится совмещать научное наследие его семьи, гуманистическое видение мира и страсть к Великим приключениям. Его дед, Огюст Пикард, друг Эйнштейна и Кюри, известен изобретением герметизированной кабины и стратосферного воздушного шара, на котором он впервые в истории человечества летал за пределы атмосферы (более 16 000 м) и первым из людей увидел Землю в ее округлости собственными глазами. Позже он изобрел революционный подводный батискаф и вместе с сыном Жаком в 1953 году осуществил первые погружения на глубину 3 150 м. Жак Бертран достиг самой глубокой точки в мире — погрузился в Марианскую впадину на более чем 10 000 м. Именно он обнаружил на такой глубине рыбу, что стало доказательством существования океанических течений между морским дном и поверхностью. Также Жак Пикард создал первую в мире туристическую подлодку. В ХХІ веке бесконечное семейное приключение продолжается с внуком и сыном Бертраном, и его детищем Solar Impulse. Бертран Пикард не только учит команду, но и вдохновляет ее своей философией «экомании» и духом новаторства.