Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Самая европейская

Львовская железная дорога: от основания до сегодняшнего дня
1 ноября, 2004 - 21:07
ТОТ САМЫЙ ЛЬВОВСКИЙ ВОКЗАЛ, КОТОРЫЙ В XIX ВЕКЕ ПРЕССА НАЗВАЛА «ОДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ СООРУЖЕНИЙ В ЕВРОПЕ»

Профессиональный праздник железнодорожника в этом году будут отмечать 4 ноября (традиционно его отмечали в первое воскресенье августа). Эта дата, по словам начальника Львовской железной дороги Богдана Пиха, не случайная, потому что ровно 142 года назад именно в этот день во Львов прибыл первый поезд Вена — Львов, и именно в этот день в Украине положено начало железнодорожному движению. Львовская железная дорога обслуживает семь областей Западной Украины, граничит с шестью странами и имеет 17 международных пограничных переходов. «Львову приятно, что движение поездов началось именно в нашем городе, — сказал главный железнодорожник Львовщины Богдан Пих. — В последнее время железная дорога стала более открытой и более доступной для граждан». По этому случаю считаем своим долгом рассказать о причинах возникновения и современном состоянии этой мощной железной дороги.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Львовская — одна из самых старых железных дорог в Украине. Ее история началась в те времена, когда в Западной Европе бурно развивался капитализм, критериями которого были зримые перемены не только в способе производства, но и в новых видах транспорта. Именно во второй половине ХIХ века на карте Украины появился еще один железнодорожный город.

Уже в 1859 году начались работы над прокладыванием путей из Перемышля до Львова протяженностью почти в 100 километров. Условия труда были изнурительными. Особенно большие трудности пришлось преодолевать строителям в топких местностях Судовой Вишни, Городка и Львова. Несмотря на это, за два года участок между Перемышлем и Львовом был построен. Более того, через реки Вишню и Верещицу были построены мосты, возведены помещения пригородных станций.

Вскоре во Львове было завершено строительство вокзала. Это было стандартное, просторное сооружение, но пресса с восторгом писала об этом строении, считая «головний дворець — однією з найкращих споруд у Європі». Предполагалось, что в будущем он будет служить отправным центром для четырех направлений: из Львова в Краков, Черновцы, Броды и Пидволочинск. Прошло только десять лет после того как первый поезд пришел в столицу Галичины, но уже тогда ни у кого не осталось сомнений, какую важную роль будет играть эта железная дорога в будущем.

Первым пассажирским поездом, прибывшим из Перемышля во Львов, был четырехвагонный «Ярослав». Сотни крестьян на всех станциях вышли из своих домов, чтобы посмотреть на «стального коня», которым восхищались даже местные музыканты. Именно день 4 ноября 1861 года, дата прибытия «Ярослава» во Львов, считается первоначалом истории Львовской железной дороги. С этого времени она продолжала развиваться не только на западных, но и на восточных и северных направлениях.

Правда, в истории Львовской железной дороги были и нелегкие годы. Особенно горькая судьба ее постигла в годы Первой и Второй мировых войн. Самыми тяжелыми были 1941—1945 годы, когда была уничтожена почти половина станций, больше половины подвижного состава, а в послевоенные годы приходилось из пепла и руин восстанавливать уничтоженные здания, путевое хозяйство, отстраивать локомотивные, вагонные депо и другие предприятия.

В 50—60 годы на железной дороге была проведена большая работа относительно перевода важных участков на тепловозную и электровозную тягу. Коллектив железной дороги выступал инициатором многих начинаний, в частности, относительно создания более прогрессивных методов сортировки вагонов, которые впоследствии, по опыту львовян, внедрялись на сортировочных станциях бывшего Союза. На Львовском вокзале был внедрен метод диспетчеризации продажи билетов, благодаря которому пассажиров быстрее обслуживали.

С конца 80-х годов коллектив железной дороги, как и другие магистрали Советского Союза, начал работать в условиях хозрасчета и самофинансирования. Творческий и настойчивый труд магистрали в этом направлении достиг незаурядных успехов. Так, на Всесоюзном совещании железнодорожников Львовскую железную дорогу ставили в пример, ведь она была 17-й среди 32 магистралей, успешно выполнивших все доверенные задачи.

СЕГОДНЯ

Львовская железная дорога начала свой новый отсчет времени, когда Верховная Рада Украины приняла законодательный Акт, закрепивший ее независимость. Железнодорожный транспорт также переходил в непосредственное подчинение молодого государства. Первые годы самостоятельного экономического развития и перехода к рыночным отношениям оказались для железных дорог Украины, в том числе и для Львовской, нелегкими. Сложным для железной дороги стал переход к рыночным отношениям. Резко уменьшилось поступление грузов с других магистралей, а также снизился на треть объем их собственной погрузки, который с каждым годом продолжал падать. Только через четыре года этот процесс удалось приостановить.

Из года в год подвижной состав старел, а его пополнения за счет приобретения новых локомотивов, вагонов, электропоездов и дизель- поездов почти не происходило. Если раньше не было осложнений с их приобретением: все необходимое поставлялось централизованно, то теперь руководство железной дороги вынуждено было самостоятельно решать эти проблемы.

Нелегкое положение сложилось на железной дороге с парком пассажирских вагонов, которые имели по 15—20 и больше лет. Значительная часть вагонов сполна использовала свой моторесурс, и их можно было бы списать, однако нечем было их заменить. Поэтому в корне перестроили организацию деповского и восстановительного ремонта пассажирских вагонов. Ковельское вагонное депо, которое в течение десятилетий ремонтировало полувагоны, решили перепрофилировать в ремонт пассажирского подвижного состава. За несколько месяцев коллектив предприятия без государственных субсидий провел реконструкцию и осуществил переход на новую технологию, что дало возможность отремонтировать значительную часть вагонов.

Это было начало обновления пассажирского подвижного состава. По инициативе генерального директора «Укрзалізниці» Г. Кирпы на Ковельском депо по польской технологии был организован капитально-восстановительный ремонт пассажирских вагонов. В течение того же года было отремонтировано более 20 вагонов, которые пополнили пассажирский состав.

За последние пять лет железная дорога уверенно осуществляет программу электрификации путей. Причиной стало, во-первых, резкое подорожание дизельного топлива и смазок, а во-вторых, электрификация выгодна не только с экономической точки зрения, но и с экологической: тепловозы загрязняют воздух, создают в засушливый период опасность пожара, ведь поезда курсируют вблизи лесопосадок и жилых домов.

В последние годы начали более рационально использовать 397-километровый широкий путь, который соединяет Украину с Польшей (Изов — Катовиц). Длительное время этот путь использовался только в стратегических потребностях. Управление Львовской железной дороги совместно с польскими железнодорожниками организовало по этому пути поездку для бизнесменов, экспедиторов, руководителей предприятий Украины, России, Молдовы и других стран. Этот рейс ознакомил гостей с кратчайшим путем для перевозки в больших объемах грузов, не перегружая их на украинско-польской границе на европейский путь, причем делалось это быстро и качественно. Теперь по этому пути в Польшу поступает украинская руда, а от соседей — уголь и другие грузы. Этот широкий путь становится своеобразной транспортной артерией для делового сотрудничества между странами Востока и Запада.

В будущем Львовская железная дорога планирует построить скоростной европейский путь на участке Львов — Мостиская — Медика протяженностью 84 км, а также международный вокзал во Львове.

Прокладка такого пути дала бы возможность быстро и без задержек для замены вагонных тележек курсировать поездам на запад и в обратном направлении. Эта идея нашла поддержку и у руководства железных дорог Польши и Львовской областной госадминистрации. Европейский путь предусмотрено проложить по земляному полотну рядом с существующим широким путем и по новой 14-километровой трассе в обход города Городок.

Ольга ТИЩУК. Фото предоставлено автором
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ