Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Самоучитель: как спасать школу

Общественность Донецка создала и представила книгу «самопомощи»
27 сентября, 2012 - 11:37
ОСТОРОЖНО, МОДЕРНИЗАЦИЯ! / ФОТО АНДРЕЯ НЕСТЕРЕНКО «В ЗАПАСНИКЕ» ФОТО МАРГАРИТЫ ЦУГОРКО

Пока организации политических партий устраивали митинги по поводу закрытия украинских школ на Донбассе (не столько беспокоясь о конечном результате, сколько о собственном пиаре) — общественная организация подготовила практическое пособие для родителей, которые решили защищать право своих детей на достойное образование.

В Донецком пресс-клубе состоялась презентация книги «Як уберегти школу у власній громаді: керівництво до дії», изданной «Восточноукраинским центром общественных инициатив». Как рассказала заместитель председателя этой неправительственной самодеятельной организации Оксана Дрепина, авторский коллектив, состоящий из педагогов-практиков, научных работников и специализирующихся на проблемах общественного сектора юристов, работал предельно быстро, осознавая актуальность проблемы в современной отечественной ситуации.

В самом деле, по статистике, собранной волонтерами ВЦОИ, в прошлом году в стране было ликвидировано 213 общеобразовательных школ, в частности на Донбассе (Донецкая и Луганская области) — более трех десятков. Зачастую местные власти закрывали школы, игнорируя мнение местных жителей, не принимая во внимание социальную ситуацию. Что закономерно вызывало в ответ возмущение и вспышки стихийного сопротивления. Некоторые из примеров становились известными всей стране, а именно — борьба родительского актива за украинскую школу № 111 в Донецке, которая, наконец, после ряда уличных акций и судебной волокиты увенчалась успехом. Что касается другого случая, то в соседней Макеевке «неперспективные» школы все-таки ликвидировали, и сегодня школьники из рабочих предместий испытывают сами на себе последствия скороспелой образовательной реформы.

— Как правило, решившись бороться за сохранение той или иной школы, активисты сталкиваются со стандартным комплексом проблем: куда обращаться с жалобами на неправомерные действия местной власти, как грамотно оформить судебный иск, организовать публичную акцию, привлечь прессу, — рассказывает Оксана. — На все эти вопросы дает ответ наше пособие.

Также издатели предоставили слово тем, кто уже сумел защитить право своих детей учиться в любимой школе. А оригинальные варианты здесь не перечислить. Ведь когда учебное заведение где-нибудь в отдаленном населенном пункте действительно «малокомплектное», то в целях его выживания иногда бывает целесообразно сдать часть помещений в аренду почтовому отделению, библиотеке или сельсовету. Пригодится и приведенный в книге опыт соседней Польши, которая пережила подобные перипетии несколько лет назад.

— Чиновничье рвение в последнее время немного приутихло, — констатирует Оксана Дрепина, — потому что скоро выборы. Однако несложно спрогнозировать, как после них с новыми силами возьмутся за «оптимизацию» образовательной сети. Поэтому «Восточноукраинский центр общественных инициатив» готовит свой ответ: тренинги и систему мини-грантов для групп активистов, которые будут активно выступать против закрытия школ на Донбассе. Кстати, достижением нашего проекта оказалось и то, что успешные «протестанты», которых мы привлекали для работы над пособием, сейчас выражают желание оперативно выезжать в точки конфликтов, помогать родительским коллективам своим практическим опытом. И это уже немалое подспорье.

А для более близкого знакомства с тем, «Як уберегти школу у власній громаді», издатели поместили книгу на своем интернет-сайте в открытом доступе.

Владимир ВОЛОВНЕНКО, Донецк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ