В Украине продолжается вступительная кампания. Министерство образования и науки Украины расширило список вузов, в которых дети из оккупированных территорий могут поступить по упрощенной системе, а также объявило сроки приема документов, вступительных экзаменов и даты зачисления.
Эксперты рассматривают украинское образование как элемент реинтеграции жителей оккупированных территорий. Но поедут ли в этом году крымские абитуриенты сдавать документы в украинские вузы, какие перед ними стоят барьеры и заодно отрываются возможности? Об этом мы беседовали с начальником Центра гражданского просвещения «Альменда» и руководителем образовательного направления Украинского Хельсинского союза по правам человека Валентиной ПОТАПОВОЙ.
«ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ЭТО ОЧЕНЬ ТРУДНЫЙ ПУТЬ»
— Минобразования разрешило не сдавать абитуриентам из временно оккупированных Крыма и Донбасса ВНО. Но при желании они все же могут проходить такое оценивание. Какие у них будут сценарии в обоих случаях?
— Дети из оккупированных территорий поступают в украинские вузы двумя способами. Первый путь — на общих основаниях — по ВНО, и второй — по упрощенной системе через созданные образовательные центры «Крым-Украина» и «Донбасс-Украина». Каждый абитуриент выбирает самый удобный для него путь. Так, к примеру, через упрощенную систему поступления выпускники могут подавать документы только в 91 высшее учебное заведение Украины.
В этом году к списку доступных для молодежи из оккупированных территорий добавились вузы, которые подчиняются Минздраву, Минкультуры и МВД. Но эта возможность ограничивается определенными университетами и специальностями и не всегда покрывает образовательные потребности самих абитуриентов.
Например, ребенок хочет учиться в Черновцах, а там нет университета с образовательным центром «Донбасс-Украина», или абитуриент хочет поступить в Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского, а там нет центра «Крым-Украина». Поэтому он может выбрать общий способ поступления через ВНО.
Для этого ей нужно прикрепиться к любой школе на экстернатную или дистанционную форму обучения. Коронавирусная пандемия показала, что в Украине нет дистанционного образования. Оно есть только в Международной украинской школе для детей, чьи родители-дипломаты находятся в длительной командировке за границей.
Начиная с 2015 года, общественная организация «Альменда» работает с этой школой, и они добавили к своему положению детей из оккупированного Крыма. К сожалению, они не внесли детей из оккупированной части Донбасса. В прошлом году в этой школе обучалось 120 крымских детей. Дистанционное образование — это очень тяжелый путь.
В этом году Минобразования отменило ГИА, и детям не из чего было выставлять оценки за предметы за целый год. Поэтому министерство предложило упрощенную систему, через которую можно получить документ за девятый класс о базовом образовании, а также документ, который предоставляет возможность поступать через ВНО.
«ОСТАЕТСЯ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ ДЛЯ КРЫМЧАН»
— 29 мая правительство ослабило режим пересечения КПВВ с Крымом для абитуриентов в сопровождении одного из родителей. Поедут ли после этого они поступать в украинские вузы, остались ли для них еще барьеры?
— Помехи есть. Во-первых, стоит отметить: отмена обязательной 14-дневной обсервации для таких граждан — замечательная новость. Это был серьезный барьер.
Те дети, которые готовились заблаговременно в украинские вузы, поедут. У нас есть много обращений, из которых мы поняли, что дети не изменили свой настрой и мнение относительно украинских вузов.
Однако остается логистический вызов для крымчан. Раньше ребенок, который учился на экстернатной форме в Херсоне или в Новоалексеевке, имел возможность за один день сдать тесты ВНО и вернуться домой. Затем выехать для сдачи следующего теста. А в этом году три теста ВНО сдаются не сразу, а по расписанию растягиваются на две недели. Сейчас, в условиях карантина, остается риск, что дети не успеют на определенный тест ВНО из-за сложности с прохождением КПВВ. Из-за этого родителям придется искать жилье и предусматривать определенные затраты, в частности на питание.
Чтобы такого больше не было, общественные организации, в частности организация «Альменда», уже год говорят о создании в Херсоне опорной школы интернатного типа дистанционного и экстернатного образования для Крыма. Это может быть школа, где, например, одновременно будут жить 100 детей вместе с родителями. Там можно будет подготовиться к ВНО, например, по украинскому языку и истории, которые вообще на оккупированной территории не изучают, и в конце концов сдать тесты ВНО.
Решение о такой школе почти было принято, но в Минреинтеграции отсрочили его из-за перезагрузки правительства.
«СЧИТАЮ, ЧТО ВСТУПИТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ — 2020 БУДЕТ ПРОВАЛЬНОЙ
— К кому крымские абитуриенты могут обратиться за консультацией. Может ли «Альменда» их проконсультировать?
— Да, мы ежегодно консультируем детей и их родителей, но это не решает проблему информирования жителей Крыма. Сейчас на материковой Украине абитуриентам и их родителям непросто сориентироваться со вступительной кампанией в условиях карантина, дети на оккупированных территориях вообще не понимают, что им делать.
Мы ранее размещали на билбордах КПВВ соответствующую информацию, но сейчас нет должного количества тех, кто путешествует через КПВВ, которые бы дальше доносили информацию. А как доносить ее — непонятно. Мы знаем, что дети находятся в Instagram, VK. Информирование о вступительной кампании жителей оккупированных территорий — это самый насущный вопрос, который надо решить.
— Если сравнить с другими вступительными кампаниями, насколько много абитуриентов и их родителей в этом году обращаются в вашу организацию за консультациями?
— Не так много, поэтому я считаю, что вступительная кампания — 2020, несмотря на расширение списка вузов с центрами «Крым-Украина», будет провальной. Но она будет провальной, потому что Украина не может проинформировать выпускников на оккупированных территориях об образовательных возможностях 2020 года. Мы не можем проинформировать их, что они по упрощенной системе могут поступить в Киевский медицинский институт имени Богомольца. Мы не можем донести информацию об отмене обсервации, что есть дополнительная сессия, что творческие экзамены для вузов культуры также перенесены. Я буду рада, если я ошибусь.
— Но ведь у нас есть телеканал «Дом», который ведет вещание на оккупированные территории.
— В 2018 году мы проводили опрос детей, как они узнают о системе поступления в Украине. На первом месте были соцсети, на втором — сарафанное радио, на третьем — «Крым.Реалии и ATR.
«В 2019 ГОДУ ЧЕРЕЗ ЦЕНТРЫ «КРЫМ-УКРАИНА» ПОСТУПИЛИ 264 РЕБЕНКА»
— Какие преимущества украинских вузов перед российскими?
— У нас очень много сейчас обращений от молодых людей, которые закончили вузы в Крыму и желают поступить в европейские университеты, но там не признают дипломы оккупированного Крыма. Поэтому молодежь обращается к Украине с требованием, чтобы она признала документы, полученные на оккупированном полуострове. Они считают, что Украине нужно признавать эти документы.
Есть приказ Минобразования, который дает возможность признать результаты и сроки обучения на оккупированной территории, но нужно поступить в вуз на последний курс, сдать квалификационный экзамен или защитить дипломную работу. Это почти год. Какие преимущества? Начну с совета: не нужно тратить время на вузы Крыма, надо сразу поступать в тот университет, чьи дипломы признаются. Это диплом государственного образца, а не оккупированной территории.
Во-вторых, образование в Украине за шесть лет оккупации Крымского полуострова сильно изменилось. Дети, которые учатся на материковой Украине, имеют возможность участвовать во многих международных образовательных программах и пользоваться учебными модулями в европейских университетах. То есть первый семестр учиться в Киеве, а второй, например, — в Брюсселе. Таких возможностей в оккупированном Крыму у детей нет.
— Как Украина поддерживает крымских студентов во время их обучения на материковой Украине?
— Во-первых, упрощенная система поступления.
Во-вторых, гарантированная квота в 20% общего бюджетного заказа во всех вузах, в которых есть образовательные центры «Крым-Украина», «Донбасс-Украина». Бюджетное место лучше получать сразу на первом курсе. Если 20% квоты не хватило, таким детям надо будет обратиться к ректору университета с просьбой о предоставлении дополнительного бюджетного места согласно ст. 7 Закона «О временно оккупированных территориях», которая гарантирует обучение за бюджетные средства. Хочу обратить внимание, что абитуриенты, которые пользовались общей системой поступления, также имеют право подать заявление со ссылкой на ст. 7 и получить дополнительное бюджетное место.
По информации Минобразования, в 2019 году через центры «Крым-Украина» поступили 264 ребенка, тех детей, которые поступали на общей системе и которым впоследствии дали бюджетное место, — более тысячи. Но эта информация не попадает к крымчанам. Они очень удивляются, когда узнают о таких возможностях, и очень благодарят, когда убеждаются, что это работает.
В-третьих, это социальная стипендия для детей из оккупированных территорий. Она чуть меньше, чем академическая стипендия, но не зависит от рейтинга результатов обучения.
В-четвертых, государственная помощь на жилье. Дети могут бесплатно проживать в общежитиях.
В-пятых, для детей, которые выбрали частные вузы, предусмотрено полное или частичное кредитование образования.