Чтобы лучше понимать потребности школьников, учителям нужно самим стать учениками. Не в буквальном смысле садиться за парты и изучать учебники, а быть готовыми к изменениям, работе над собой и формированию новых навыков. Именно таких педагогов искали в ОО "Центре инновационного образования «Про.Світ», приобщая учителей, директоров школ и работников районных управлений образования к участию в проекте «Школа 3.0. Объединенные громады». Чтобы стать участником проекта, педагогам надо было заполнить анкеты от двух директоров школ и руководителя органа управления образования в обществе, объяснив, почему хотят приобщиться. Это, собственно, первый шаг, подтверждающий готовность педагогов становиться гибче и продуцировать образовательные изменения.
ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ
Для участия в проекте центр «О.Світ» отобрал 13 объединенных территориальных громад. Формат обучения предусматривает поддержку со стороны менторов на протяжении года. Первое полугодие самое насыщенное, планируется серия тренингов на темы стратегирования, командной работы и смешанной учебы. Похоже на общие фразы без особого содержания. Так, на первой встрече с ментором показалось и учителям мариупольской общеобразовательной школы I—III степени №56. К слову, заведение приобщилось и к другому проекту от «О.Світ» — «Школа 3.0», открытого к сотрудничеству с образовательными заведениями на постоянной основе.
Как рассказала заместитель директора школы №56 по воспитательной работе Оксана БЕЛЛА, на первое занятие пришли абсолютно все учителя, на следующее — только те, кто увидел в этом смысл. Если первые встречи казались скучными, а полученная информация — ненужной, то теперь педагоги видят, как можно экстраполировать полученные навыки и знания непосредственно на школу. Оксана Белла добавляет, что уже знает, как будут выглядеть новые правила школы для учеников. Создать их — это ее задача от ментора в рамках проекта «Школа 3.0».
«Не будут никаких «нет», — продолжает педагог. — Например, напишем, что в нашей школе удобно есть без верхней одежды, в столовой и с чистыми руками. То есть, нет никакого запрета, при этом понятно, что имеется в виду. Хотя сначала мы написали эти правила длинными и скучными фразами. Понятно, что никто на них не обратит внимание. А ментор подсказала, что лучше сделать это в игровой форме с хэштегами».
ОДИН ПОТЕНЦИАЛ НА ВСЕХ
Конечно, правила для учеников — это не ключевая цель проектов «Школа 3.0» и «Школа 3.0. Объединенные громады». Педагоги должны научиться слышать друг друга, сотрудничать между собой, а также с управлениями образования.
«Эта программа должна сделать из коллектива команду. В нашем городе многие учителя выехали, на вакансии пришли не совсем заинтересованные люди. И нас всех необходимо убедить, зачем нам это нужно, — объясняет Оксана Белла. — Вот собрались сильные люди, которых начали учить пустякам. Сейчас мы понимаем, что пока не разберемся с пустяками, не сможем двигаться дальше. Это то же, почему нам удобно идти с правой ноги, а не с левой. Мы должны стать учениками, нужно осознать, что нравится школьникам, родителям и учителям».
Проект помогает школам измениться в нескольких направлениях, например, создать собственную стратегию развития, пропагандировать самообразование. Директорам опорных школ эксперты помогают наладить работу филиалов, даже предлагают помочь с фандрейзингом — поиском средств на материалы для уроков. Также школам помогут работать с образовательной системой всего города или села, потому что часто заведения, расположенные в одном населенном пункте или громаде, не используют потенциал друг друга.
ОТ КОНТРОЛЯ — К СЕРВИСУ
Сначала инновационный образовательный проект охватил львовские школы. После успешного опыта «О.Світ» расширил его на всю страну. На базе приобретенного опыта основатели образовательного центра выделили несколько вызовов, которые сейчас стоят перед школами.
Во-первых, изменяется формат сотрудничества школ с департаментами и управлениями образования. Теперь последние — не контролирующий орган, а скорее сервисный центр, работающий на школу. В каждой громаде формат сотрудничества может быть абсолютно разным, например, в Великогаевской ОТГ, что на Тернопольщине, в отделе образования на четверть ставки работают школьные учителя, которые видят проблемы изнутри и пытаются им помочь на уровне местной власти.
«Второй вызов — изменили роль образовательных отделов и департаментов, но не дали детальный алгоритм, как работать по новым правилам, — рассказывает Анна УВАРОВА, експерт «О.Світ». — Образовательная система привыкла работать по четким правилам. Например, один из инструментов — проверки, как школа использует методики методкабинета, это контроль на открытых уроках. Сейчас эта форма довольно ограничена или вообще отсутствует. Большой вызов для методкабинетов, если они есть в громаде в классическом формате, — как полученная от них информация используется учителями и как получить обратную связь. Люди не имеют привычки вести честно обратную связь, обычно говорят, что все понравилось, но это довольно общий ответ».
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И ОТВЕТСТВЕННЫЕ
Эти и другие аспекты участники проекта «Школа 3.0. Объединенные громады» недавно обсудили с его кураторами во время ознакомительной встречи в Киеве. Присутствовавшая государственый експерт директората дошкольного и школьного образования Министерства образования и науки Анна ПУЦОВА отметила, что в ведомстве тоже не до конца понимают образовательные вызовы и потребности ОТГ, поскольку не состоялось полное разграничение функций между районом и громадой. Поэтому в МОН открыты к диалогу и консультациям.
Упомянутый проект поможет прежде всего тем школам, которые уже решили проблемы быта, столовых, туалетов, компьютеров и протекающих крыш, а теперь переходят на другой уровень, берясь за финансовую автономию, коммуникацию коллектива или управленческую работу.
«Мы рады, что удалось приобщиться к проекту. От него я ожидаю, что мы начнем изменять сами себя, — делится Елена БЛИЗНЮК, методистка отдела образования Великогаевской ОТГ. — Мы родом из Советского Союза, привыкли, что нам постоянно дают указания, как действовать, как двигаться дальше. А теперь мы должны научиться принимать решения сами. Для этого нужно научиться работать в команде. Часто в заведении образования существует определенная конкуренция, а настоящей работы в команде — нет. Учителя должны изменяться сами, адаптироваться к новым условиям. Мне кажется, чтобы нам нужно охватывать больше педагогов, чтобы они стали еще активнее».
В любом случае, изменения в школьном образовании неминуемы. После реформы начальной школы, на очереди — реформа средней и старшей. Очевидно, что без изменения мировоззрения учителей положительные результаты невозможны.