Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Семейный ужас

Почему жертвы бытового насилия не спешат обращаться за помощью
11 декабря, 2001 - 00:00

Что же-все таки входит в современное определение насилия и действительно ли настолько актуальна нынче эта проблема в Украине, если, игнорируя перечень экономически и политически важных законопроектов, Верховная Рада принимает именно этот закон? «Человечество вступило в эпоху насилия», заявил с трибуны сотрудник Украинского НИИ социальной и судебной психиатрии и наркологии Юрий Онишко. Действительно, подобное заявление подкреплено реальными фактами, и здесь речь идет не о терроризме, хотя синдром осени 2001 также подтверждает эту мысль. Сегодня абсолютно официально обсуждается вопрос, скажем, имеет ли право мать продать своего ребенка. Причем, как ни странно, аргументы в пользу «имеет» все таки присутствуют. Кандидат философских наук Наталья Гончарова приводит еще один пример возрастающей жестокости в обществе. «Если несколько лет назад в Одесском цирке на детском празднике клоун во время своего номера разрезал куклу и большинство детей расплакалось, а у нескольких даже была истерика, то теперь фильмы ужасов и передачи, в которых показывают, как режут не кукол, а живых людей, вызывает у детей неподдельный интерес». Если же говорить о семье, которая некогда ассоциировалась с безопасностью и защитой от всех превратностей внешнего мира, то именно официальная статистика указывает на то, что в среднем около семи миллионов в год страдает от насилия в семье.

В Украине такой статистки нет, при том, что уровень осознания проблемы обществом достаточно высок. По данным исследования, проведенным Центром «Социополис», только 14% считают, что проблема «высосана из пальца». Кроме этого, и само понятие насилия не вызывает затруднения для определения. Основная масса респондентов включила в него и сексуальное насилие, и физическое (избиение, неадекватное поведение при принятии наркотиков и алкоголя), психологическое (грубость, угрозы физического воздействия), экономическое (экономический контроль над женщиной в семье) и социокультурное насилие (запрещение работать, проводить досуг избранным способом). Но тем не менее обращаться за помощью жертвы не спешат, а если же все-таки будут, то, скорее всего, в негосударственные социальные службы (32%), в государственные социальные службы (25%), и в милицию (23%). Причины такой безынициативности специалисты расценивают по-разному, впрочем, как и причины трансформации «колыбели воспитания» в «колыбель насилия». По мнению научного сотрудника Украинского НИИ социальной и судебной психиатрии и наркологии Екатерины Пшеголинской, суть кроется в национальном характере украинцев, который отражается в поведении. Издавна сложившиеся патриархальность семей, терпимость как показатель порядочности, а также отсутствие демократии. Иными словами, насилие в семье и нежелание ему противиться — это дефект нашей социализации.

Юристы несколько оптимистичнее смотрят на проблему. В частности, адвокат Александр Шипка считает, что сегодня мы пожинаем плоды несостоятельности судебной власти. По закону, суд не берет на себя функции сбора информации по делу. Этим, то есть сбором фактов, справок, свидетелей должна заниматься сама жертва, на что помимо моральных усилий необходимо затратить еще материальные. «Мы не умеем бороться против насилия. Профилактика — это хорошо, но когда мы докажем, что можем ему противостоять и наказывать виновника, только тогда возможно будет говорить о том, что проблема находится на пути к решению», говорит адвокат. По его мнению, женщин нужно обучать элементарным вещам, таким как грамотно написать заявление, куда его направить и к кому обратиться за помощью.

К основным причинам насилия в семье относятся социально-экономический кризис, безденежье, безработица, низкий уровень духовности, тенденции к возрастанию наркомании и алкоголизма. Другими словами, существует две проблемы — экономического кризиса и духовности. По мнению Н. Гончаровой, в психическом пространстве общества эта ситуация находит свое отражение в том, что сформировалось две полярные доминанты: ощущение беспомощности и ужаса перед будущим и возрастание социальной агрессивности, что по законам психологии является абсолютно нормальным явлением, поскольку доминантные настроения имеют способность взаимоперехода. Кроме этого, общественный кризис не мог не повлиять и на стабильность семьи как общественного института. Кандидат философских наук считает, что снижение достатка населения не основная причина всплеска насилия, а скорее, условие возникновения второй причины — экономической дифференциации. По мнению Н. Гончаровой, на этой почве возникает конфликт поколений. «Я заслуживаю большего» — именно это в большинстве случаев оборачивается агрессивным поведением по отношению к тем, кто владеет материальными ценностями.

Согласно статистике разных стран, в мире от 33% до 88% женщин страдают так называемым посттравматическим синдромом, что включает в себя навязчивые воспоминая, ночные кошмары, перманентную тревожность, соматические жалобы без объективных на то причин и самое главное — страх, который может наблюдаться и через 15 лет после травмы. А в качестве «довесков» — психоневрологические нарушения у детей и увеличение беспризорников. Таким образом очевидно, что борьба с насилием в семье должна выйти на государственный уровень, в противном случае мы рискуем получить «в награду» в прямом смысле слова больное общество. На сегодняшний день в стране обсуждается вопрос создания национальной программы по предотвращению насилия в семье, вернее, он обсуждается лишь на уровне общественных организаций. Как один из первых шагов — выпуск радиопрограмм для детей, которые бы учили неконфликтно решать конфликтные вопросы, а также популяризация «телефонов доверия» для жертв насилия и создание приютов для них. Правда, при горадминистрации один приют уже есть на 15 (!) человек. Но общественные организации заявляют: первый шаг на пути к решению проблемы уже сделан — принят закон.

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ