Разгар лета, когда театральный сезон завершен, — казалось бы, не самое подходящее время для показа новых постановок: театральные коллективы, как и сами зрители, наконец-то получают возможность отдохнуть. Но когда в течение пяти вечеров ажиотаж возле касс Театра русской драмы им. Л. Украинки достигает своего апогея, не приходится сомневаться, что для премьеры спектакля не самым главным является время представления его публике — в разгар театрального сезона или же по его завершении. Событием, которое нарушило затишье в театральной жизни столицы, стал спектакль, созданный театральной компанией «Бенюк и Хостикоев», под названием «Сеньор из высшего общества» по одноименной пьесе итальянских драматургов Скархаччи и Тарабузи.
Эту работу, автором идеи и постановщиком которой стал Анатолий Хостикоев, уже окрестили семейным спектаклем по причине того, что в нем практически все исполнители находятся или находились ранее в родственных связях друг с другом. Семьи Сумских, Бенюков, Хостикоевых переплетены между собой не только узами театра, но и семейными. Анатолий Хостикоев, Богдан Бенюк, Ольга и Наталья Сумские, Анна Опанасенко- Сумская, Евгений Паперный, Виталий Борисюк, Георгий Хостикоев, Дарина Мамай, Игорь Мамай — все это ветви различных актерских династий, разных поколений, которые составляют одно театральное дерево.
Образ доброго авантюриста и выдумщика Леонидо Папагатто, который ради того, чтобы прокормить свою семью, освоил роль «сеньора из общества», исполнил Анатолий Хостикоев. Сеньор Леонидо, появляясь на торжественных банкетах, свадьбах, приемах в качестве гостя, незаметно наполняет свои потайные карманы яствами и напитками, стоящими на столах, умудряясь при этом вести на равных светские беседы с представителями «сливок общества». Но Папагатто не только актер, он еще и настоящий режиссер, который вовлекает и всю семью в свои немыслимые, авантюрные затеи. Ради одной из таких затей «сеньор» Леонидо превращает свой дом в пристанище, в котором, по его замыслу, живет обделенная судьбой хозяйка, роль которой предстоит сыграть жене Папагатто — Валерии (Ольга Сумская), ее больная сестра Матильда (Наталья Сумская), и наконец дедушка — паралитик, взятый на прокат у одного пройдохи (Богдан Бенюк). Все это с целью, чтобы «люди из высшего общества», с которыми он познакомился на очередном банкете, проявили свое милосердие, подкрепив его денежными знаками. Вот тут-то и начинают происходить мыслимые и немыслимые курьезы со всеми героями пьесы без исключения.
Но сквозь уморительные шутки, веселье, иронию и, конечно же, счастливую развязку, невозможно не заметить, что пьеса, написанная итальянскими авторами в начале 50-х, когда большинство жителей послевоенной Италии влачило жалкое существование, не теряет своей актуальности в нынешнее время, применительно уже к нашей стране. В советские времена, когда этот спектакль шел на подмостках киевских театров, а фильм «Миллион в брачной корзине», снятый по этой пьесе с Александром Ширвиндтом в главной роли, не сходил с телеэкранов, многие зрители смеялись над тем, что творится в том, казалось бы, далеком западном мире. Сейчас же впору смеяться и иронизировать над тем, что происходит с нами в повседневной жизни.
— Эту постановку уже успели назвать семейным или клановым спектаклем. Существует ли особенность работы над спектаклем между актерами-родственниками и просто группой исполнителей?
— Многие люди почему-то считают, что клан — это нечто такое преступное, хотя я полагаю, что в первую очередь клан — это семья, которая ставит перед собой общие цели, —утверждает Богдан Бенюк. — Театральная среда — это тоже своеобразная семья, своеобразный клан. А что касается особенностей при работе над спектаклем актеров-родственников, то применительно к этой постановке хочется отметить, что актеры, все без исключения, отнеслись к работе с настоящим энтузиазмом, и я считаю, что это главное.
— Возможно ли назвать Леонидо Папагатто своеобразным героем нашего времени?
— Я думаю, что не открою ничего нового, если скажу, что в нашей стране существует какая-то часть богатых людей, практически отсутствует средняя социальная прослойка и много, очень много бедных. Так вот, этот спектакль полностью подходит для того времени, в котором мы с вами живем.
Режиссер и исполнитель главной роли Анатолий Хостикоев отметил, что для того, чтобы создать спектакль, актерам, которые еще к тому же и знают друг друга очень близко лично, необходимо было отбросить все личные предрассудки, недомолвки, которые возникают в их семейной жизни. Это намного важнее, чем просто отлично знать свою роль.
— Насколько это удалось? — поинтересовался автор у Анатолия Хостикоева.
— Мы отыграли несколько спектаклей, и я бы сказал, что выбранный путь себя оправдывает, пока все задуманное удается.
— Как вообще возникла идея создания театральной компании «Бенюк и Хостикоев»?
— Начнем с того, что мы с Богданом Бенюком не только актеры одного театра, не только друзья, но и родственники. Бенюк — крестный моего сына. Безусловно, мы разные по характеру люди, но однажды во время творческого вечера мы вдвоем абсолютно без подготовки, что называется, на одной импровизации исполнили украинскую народную песню. Мы ощутили, что спели в одной тональности, и после этого возникла идея с театральной компанией. Но мы занимаемся не только театром, сейчас, например, помогаем организовать выставку молодых, одаренных, перспективных художников.
— Было ли сложно совмещать режиссуру и работу актера?
— Это второй случай, когда мне приходится одновременно и играть, и ставить спектакль. Впервые это произошло при постановке «Кин IV», и вот теперь. Конечно, все-таки в первую очередь я актер, и считаю, что постановочный процесс должен вести именно режиссер, но иногда так происходит, что просто не остается выбора и приходится брать на себя все вместе.
— В чем изыск авантюры, авантюрного человека вообще?
— Я, пожалуй, никогда бы не смог проделать в реальной жизни того, что проделывает мой герой. Вы посмотрите, почему очень часто симпатии людей бывают на стороне вот таких авантюристов, почему мошенников и воров общество может принять, как героев? Они ведь и есть актеры, они постоянно играют с жизнью, и это очень заманчиво. Это тоже своего рода элемент творчества. Поэтому на сцене воплотить такой образ еще более соблазнительно.