Волонтеры, церковь, армия — это институции, которым украинцы больше всего доверяют. Главной ценностью считают семью. По оценкам Украинского института исследования экстремизма, война и экономический кризис стали причиной снижения рождаемости в последние годы. Вместе с тем с 2014 года, по их данным, в Украине стало меньше разводов, а количество бракосочетаний остается практически неизменным.
«Наше население больше ориентировано на приоритеты семьи в своей жизни. По данным мониторинга, который ведет Институт социологии с 1991 года, уровень доверия к семье и родственникам до 2008 года был на уровне 90%, потом немного поднялся и сейчас составляет 94—95%. Это на уровне статистической погрешности. Поэтому я бы не сказала, что что-то не изменилось в связи с войной. Но то, что семья выстояла — факт, — говорит академик НАН Украины, директор Института демографии и социальных исследований НАН Украины Элла ЛИБАНОВА. — Что касается смертности и рождаемости, то эти вопросы очень сложные. Если бы рождаемость зависела от экономических причин, у нас не было бы ситуации, что в бедных семьях ее уровень выше, чем в семьях богатых. Связано это прежде всего с тем, что женщина в бедной семье больше замкнута в семейном кругу, чем женщина, имеющая высокий уровень образования, высокий социальный статус. Что касается влияния войны на рождаемость, то, бесспорно, она влияет, но из-за страха неизвестности».
Специалисты Украинского института исследования экстремизма отмечают, что из-за войны у нас на четверть выросло социальное сиротство. Причины очевидны: экономическое обнищание и желание работников интернатов сохранить свои рабочие места. Последние часто подталкивают безработных и одиноких родителей отдавать детей в интернаты, отмечают специалисты. Также, по данным Генпрокуратуры, после начала войны количество уголовных правонарушений, связанных с насилием в семьях, сократилось.
«Это объясняется, во-первых, переносом насильственного поведения за пределы семьи. Часть лиц, склонных к насилию, нашла выражение своему деструктивному поведению в других сферах: политической, экономической, военной. Во-вторых, невзирая на рост агрессивности в обществе, у подавляющего большинства украинцев моральные ценности сохраняются», — отметил заместитель директора Украинского института исследования экстремизма Богдан ПЕТРЕНКО.
Об опасности насилия в семьях украинцев — физического, морального, экономического — говорят и социологи. Война только обостряет эти вопросы. «Очень боюсь, что мы привыкаем к насилию, и то, что раньше считали актом насилия, перестаем считать таковым. С одной стороны, соответствующие структуры и раньше не были склонны регистрировать случаи семейного насилия, а сегодня к этому добавляется то, что женщины перестают считать насилие насилием, — акцентирует Элла Либанова. — Есть и экономическое насилие. Сегодня уровень бедности в семьях с детьми вдвое выше уровня бедности в семьях без детей. Это показывает, в каких условиях дети воспитываются, в каких условиях родители пытаются обеспечить им развитие. Я не склонна переоценивать проблемы, но положение детей в Украине крайне сложное, и с этим нужно что-то делать, не дожидаясь помощи от государства. Нужна активность гражданского общества. В условиях децентрализации это становится еще важнее, потому что одно дело решать какой-то вопрос на уровне государства, другое — на уровне сельсовета. Думаю, во многих случаях местные органы власти не понимают проблем, которые на них перекладываются — в хорошем смысле. Они еще не знают, как самим зарабатывать деньги. По крайней мере, об этом свидетельствует то, как идет процесс децентрализации бюджетной сферы».
Эксперты утверждают, что в Украине приоритетом должно стать не увеличение рождаемости, а повышение качества и продолжительности жизни украинцев. Ведь для того чтобы население у нас увеличивалось, нужно чтобы коэффициент рождаемости составлял хотя бы 2,25 (коэффициент показывает, сколько детей должна рожать каждая женщина репродуктивного возраста), у нас — 1,5. Ни в одной стране Европы нет этого показателя на уровне больше двух.
На ближайшие годы демографы в своих прогнозах «закладывают» стабильную рождаемость, считая, что сейчас нет оснований рассчитывать ни на компенсацию отложенных рождений, ни на последующее ее снижение. Специалисты отмечают: при любых условиях население Украины будет сокращаться. Основная причина — исчерпанный потенциал демографического роста. Потому что с 1960-х годов украинская женщина не рожала столько, сколько нужно для простого воспроизведения поколений, и сегодня в структуре населения Украины 75-летних женщин больше, чем 5-летних девочек. Соответственно, каждое следующее поколение, хоть не намного, но меньше предыдущего.
Также, по словам Эллы Либановой, на 2020 год в Украине планируется Всеукраинская перепись населения. Во-первых, ООН рекомендует проводить ее в год, который заканчивается на «0», плюс-минус один год, чтобы потом можно было свести эти данные по Европе и всему миру. Во-вторых, еще «нужно уладить ситуацию с Донбассом».