В УКРАИНЕ ПОЯВЯТСЯ ЕЩЕ ДВА ПРОИЗВЕДЕНИЯ СЕРГЕЯ БОРТКЕВИЧА
Премьера Первой симфонии ре-мажор соч.52 «Из моей родины» Сергея Борткевича, написанной в 1935 — 1936 гг., состоялась в Украине в середине мая нынешнего года. «День» (№83, 15 мая 2001г.) сообщал о возвращении в Украину музыки соотечественника. И было бы совершенно нелогичным не продолжить захватывающее расследование, связанное с личностью удивительного композитора, чье имя практически неизвестно не только украинским меломанам, но и музыковедам. Тем более, что благодаря нашей публикации в Украину возвращается еще два произведения Сергея Эдуардовича: Концерт №3 соч.32 для фортепиано с оркестром и Русская рапсодия для фортепиано с оркестром соч.42.
После публикации в «Дне» я получил письмо от доктора Ваутера Калкмана (Dr. Wouter M.A. Kalkman) из голландского города Лейден, предложившего первому исполнителю Сергея Борткевича в Украине — Черниговскому симфоническому оркестру «Филармония» — партитуры этих произведений. Кстати, по информации, которой располагал художественный руководитель и дирижер «Филармонии» Николай Сукач, решивший восстановить историческую справедливость и вернуть в Украину все произведения выдающегося композитора, Третий фортепианный концерт существовал только в клавире. Так, по крупицам, благодаря неравнодушию энтузиастов из разных городов, стран и континентов, Украина реабилитирует имя своего сына, преданное забвению из-за его неприятия коммунистической идеи.
РУБИНШТЕЙН И ЧАЙКОВСКИЙ ПЛЕНИЛИ БУДУЩЕГО КОМПОЗИТОРА
Сергей Борткевич родился 28 февраля 1877 года в Харькове в музыкальной семье. Бабушка будущего композитора Тереза Ушинская не только хорошо музицировала, но и сочиняла небольшие фортепианные пьесы. Мама — урожденная София Ушинская — хорошо играла на фортепиано и страстно любила музыку. Еще будучи гимназисткой она была удостоена чести исполнить несколько пьес в концерте для посетивших Харьков членов царской семьи. Кроме того, София много сделала для развития музыкальной жизни Харькова. Она была активной участницей и возглавляла местное отделение «Императорского русского музыкального общества». Во многом благодаря её активности и инициативе в городе появились музыкальная школа и симфонический оркестр.
Сергей Борткевич, четвертый ребенок в семье, с самого детства рос в мире музыки, и его первым учителем была мама. Игре на фортепиано ребенок обучался у директора музыкальной школы и организатора концертов симфонической музыки Ильи Слатина. Позже учителем Борткевича стал выпускник Петербургской консерватории Альберт Бенч (Albert Bensch), талантливый пианист и педагог, ученик Луиса Брассина (Louis Brassin).
Неизгладимое впечатление на ребенка произвели два великих музыканта: Антон Рубинштейн, в течение двух часов в несравненном, присущем только ему стиле исполнявший собственные произведения на фортепиано, и Петр Чайковский, за год до смерти дирижировавший в Харькове симфоническим оркестром.
Во время учебы в школе Сергею повезло с учителем латыни.Это был талантливый человек, прививший мальчику любовь к античному искусству. Борткевич много читал. Его любимыми авторами были Шекспир, Гёте, Шопенгауер.
ЕГО УНИВЕРСИТЕТЫ
18-летний Сергей Борткевич хотел посвятить свою жизнь музыке, но строгий отец не разделял музыкальных увлечений и настоял на продолжении учебы в университете. И хотя Харьков славился своим университетом, Сергей предпочел Санкт-Петербург, где в то время в консерватории преподавали Римский-Корсаков, Лядов, Глазунов, Ауэр, Вержбилович, Зюбель, ван Арек, Есипова, Блюменфельд.
Сергей Борткевич поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и одновременно в Консерваторию. Теорию у него преподавал Анатолий Лядов, а фортепиано — Карл ван Арек, строгий, но очень уважаемый человек.
Революционные настроения в студенческой среде вынудили власти закрыть университет. Сдать экзамены оказалось невозможным из-за студенческих забастовок. Посещая собрания и митинги, Сергей Борткевич ощутил «двойственность» ситуации и интуитивно почувствовал опасность, которая со временем привела страну к большевизму и огромным страданиям. Он писал: «Как молодой человек с горячей кровью, приветствующий любой прогресс не только в мире искусства, но и в других областях человеческой жизни, как человек с трепетным сердцем, я вскоре заметил с глубочайшей антипатией, что политическое движение «лидеров» в то время было направлено не на созидание, а на разрушение государства. Они хотят разрушить все, совершенно не задумываясь, что нужно сделать для блага страны».
Сергей Борткевич решил оставить университет и до получения разрешения на выезд за границу, поступил волонтером в полк Александра Невского. Он объявил об этом отцу как о свершившемся факте. Однако строгая воинская служба в суровом климате столичного города была губительной для Борткевича. Он часто болел и не раз находился на пороге смерти. Но все закончилось благополучно. Летом 1900 года он вернулся в семейное имение в Артемовку, недалеко от Харькова. Спустя какое-то время решает продолжить музыкальное образование в Германии.
СТРАНА МЕЧТЫ
В Лейпциге Сергей Борткевич обучается композиции у Соломона Ядассона (Salomon Jadassohn), а после его смерти — у Карла Пьютти (Karl Piutti). Игре на фортепиано — у Альфреда Рейзенауэра (Alfred Reisenauer). Борткевич писал: «Рейзенауэр был фортепианным гением. Он не нуждался в изнуряющих упражнениях, мастерство приходило к нему как бы само собой... Он очень мало обучал и говорил о технических проблемах. Хотя я и обязан многим своему учителю в том, что касается музыки, позднее я понял, что было бы куда лучше, если бы я поехал в Вену, где под руководством Теодора Лешетицкого (Theodor Leschetizky) мог бы избавиться от некоторой ограниченности техники, которую я пытался преодолеть, руководствуясь лишь инстинктом, и потратил на это очень много времени». (Цитирую по публикации Стивена Кумбса (Stephen Coombs), www2.hyperion- records.co.uk).
Осуществилась детская мечта Сергея Борткевича. Наконец-то он живет в Германии. Ученик Листа Рейзенауэр полюбил своего ученика Сергея Борткевича и часто приглашал к себе домой. Это были незабываемые часы общения с певцом фортепиано. После нескольких успешных выступлений в студенческих концертах Сергей был счастлив предложению сыграть Концерт ля-мажор Ференца Листа в Мюнхене под руководством Феликса Вейнгартена (Felixe Weingarten). В консерватории Борткевич получил Шумановскую премию как лучший студент- исполнитель года и готовился к концерту в Берлине, но болезнь заставила его вернуться в имение родителей. Там он встретился со школьной подругой сестры Елизаветой Гераклитовой. В июле 1904 они поженились. «Теперь я женат. Начался новый период моей жизни»,— отметил Борткевич. С молодой женой он приехал в Берлин, где прожил десять лет. Его первые композиторские опыты завершились не весьма удачно. Сыграв свой Первый фортепианный концерт соч.1, Борткевич уничтожил его ( некоторые фрагменты использованы во Втором фортепианном концерте). Соч.2 не было опубликовано, и только в 1906 Четыре пьесы для фортепиано соч. 3 опубликованы в Лейпциге Даниелем Разером (Daniel Rather), первым, кто разглядел талант молодого композитора.
За эти годы он выступал с концертами не только в Германии, но и в Австро-Венгрии, Италии, России, Франции, преподавал в консерватории Клиндворта-Шарвенко. В 1914 году, когда началась Первая мировая война, Борткевич вместе со многими соотечественниками вынужден был покинуть Берлин, который, как он надеялся, должен был стать его домом на долгие годы.
НА РАСПУТЬЕ
Несмотря на заманчивые перспективы в Санкт-Петербурге, Борткевич вернулся на родину в Харьков. Здесь он не только выступает с концертами, но и создает новые произведения: Концерт для скрипки с оркестром соч.22, Виолончельный концерт соч.20, «The Little Wanderer» соч.21 для фортепиано, Поэзия Поля Верлена для голоса и фортепиано соч.23, Trois Morceaux для фортепиано соч. 24 .
Перипетии войны и грядущего большевизма были во многом определяющими в судьбе Сергея Борткевича. Для «новой власти» он оставался «буржуем», и его вместе с матерью как-то арестовали революционные матросы. От ареста не спасло даже то, что Борткевич был профессором Народной консерватории. С большим трудом удалось доказать «товарищам», что как профессор и музыкант он имел право заниматься своим ремеслом. В ноябре 1920 года Борткевич эмигрирует. С 20 долларами в кармане он оказывается в Константинополе, где снимает комнату с фортепиано. После перенесенной малярии он играет концерт в американском колледже в Бебеке, его благосклонно принимают американцы и к нему заботливо относятся многие русские эмигранты. Вскоре Борткевич начинает преподавать в Греко-русской консерватории, получает признание в обществе. Через полтора года Борткевич отправляется в Вену.
ПРИЗНАНИЕ
В Вене Сергей Борткевич пишет Три пьесы для фортепиано и виолончели соч.25, Сонату для скрипки и фортепиано, Концерт №2 для фортепиано с оркестром соч.28 для левой руки (для пианиста Поля Витгенштейна (Paul Wittgenstein), Концерт №3 для фортепиано с оркестром соч.32 «Per aspera ad astra».
Премьеры Второго и Третьего концертов состоялись в Вене в 1923 (солист Поль Витгенштейн) и 1927 (солистка — петербургская пианистка Мария Нешеллер). В Вене исполнялись Симфоническая поэма «Отелло» и восточная балетная сюита «Тысяча и одна ночь».
Концерт для скрипки с оркестром впервые прозвучал в 1922 в Праге (солист Фрэнк Смит (Frank Smit), а Виолончельный концерт — в 1923 в Будапеште. За эти годы неоднократно многие пианисты в Европе, Северной и Южной Америке исполняли Первый фортепианный концерт, впервые сыгранный в 1913 в Берлине Гуго ван Даленом (Hugo van Dalen). Известный голландский пианист и композитор Гуго ван Дален (1888 — 1967) в течение многих лет дружил с Сергеем Борткевичем. Они познакомились в 1910, в Берлине, когда Борткевич был профессором консерватории Шарвенко. Борткевич посвятил ван Далену 12 этюдов соч.29. Гуго ван Дален пропагандировал музыку Борткевича (который умер 25 октября 1952 года в Вене, где и похоронен) в Нидерландах на протяжении всей жизни. Много раз с огромным успехом он исполнял Третий фортепианный концерт и Русскую рапсодию. Он помогал Сергею Борткевичу материально в трудные годы его жизни. В Королевской библиотеке в Гааге имеется специальный архив Гуго ван Далена, в котором хранится 270 писем, адресованных ему Сергеем Борткевичем.
После смерти ван Далена в 1967 году популяризатором творчества Сергея Борткевича стала ученица Гуго — Гелен Мулголанд (Helene Mulholland). После ее трагической смерти в июле 2000 года внук ван Далена исполнял на похоронах произведения Сергея Эдуардовича.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В УКРАИНУ
Впервые услышав фрагмент Первого фортепианного концерта, художественный руководитель и дирижер Черниговского симфонического оркестра «Филармония» Николай Сукач «заболел» Борткевичем. Сейчас он по крупицам пытается собрать творческое наследие композитора, которого считает украинским на все сто — столько в том малом, что удалось найти и послушать, украинских тем, глубокой интеллигентности и высочайшей культуры! Николай Сукач уже мечтает о фестивале к 125-летию со дня рождения соотечественника и о том, что исполнение его произведений станет обязательным в программе конкурса памяти Владимира Горовица. Концерт в Колонном зале Национальной филармонии 16 мая, где прозвучали Первый фортепианный концерт и Первая симфония Сергея Борткевича, для многих стал откровением. И вне зависимости от того, станет ли Борткевич украинским Рахманиновым, его имя заслуживает не только «реанимации», но и признания.
Эта публикация не была бы возможна без участия неравнодушных людей: Мыколы СУКА, (Нью-Йорк, США), Багвана ТАДАНИ (Bhagwan Nebhraj Thadani), (Виннипег, Канада), Ваутера КАЛКМАНА (Wouter M.A. Kalkman), Лейден, Нидерланды.