«Мы уверены, что космическая сфера является одной из самых перспективных для работы, заработка, развития, — говорит Павел из общественной организации Nox Universe, которая вместе с Национальным авиационным университетом проводит NAU-Nox Space Summer School. — Мы живем в мире, где автоматизация забирает все больше рабочих мест. Именно космическая сфера дает возможности для нового эволюционного шага человечества, перспективы для развития. Например, в 2050 году по приблизительным прогнозам где-то 49% всех людей на Земле будут работать в сферах так или иначе связанных с космосом. Сейчас все на начальном уровне, поэтому развиваться можно как в астроботанике, так и в астрогеологии, в астроагрономии, космонавтике и т.п. В Украине очень перспективные технические сферы, например, ракетостроения».
Программа Летней школы, которая проходит в образовательном пространстве NAU Hub в течение этой недели, действительно разнообразна. Так, мы попали на презентацию POLYITAN, наноспутников, которые разрабатывают в КПИ имени Игоря Сикорского, и занятие, посвященное ракетостроению. В другие дни можно больше узнать об успешных космических стартапах в Украине, космическом праве и даже перспективах создания базы на Луне.
УЧАСТНИКИ
На Летней школе можно встретить старшеклассников, которые снимают занятия на камеру GoPro, взрослых серьезных людей, физиков и лириков. Заполнять анкету для участия мог кто угодно независимо от образования, а затем организаторы отбирали слушателей. Все-таки в первую очередь событие направлено на технарей.
«У нас много практических занятий, поэтому, вероятно, это более интересно людям, которые идут в какую-то техническую сферу, учатся на инженерных специальностях и т.п. Это будет им понятно, — говорит Павел. — Но в принципе наши спикеры пытаются объяснять все доступно, поэтому в школу могут приходить люди из других сфер, разного возраста».
Летние школы в НАУ организуют регулярно. Координатор NAU Hub Аня Панасюк рассказывает: «Первая школа была посвящена беспилотным летательным аппаратам, вторая — интернету вещей, тогда некоторые участники разрабатывали устройства, которые работают с Wi-Fi, кто-то — маленького робота, который ездил и если натыкался на преграду, разворачивался и двигался в другую сторону. Третью школу посвятили космическим технологиям, так как в настоящий момент эта тема очень популярна, ее нужно развивать именно в Украине и в частности в нашем авиационном университете, потому что авиация и космос — это очень близко».
Что бы ни говорили о развитии технологий в Украине, космические стартапы у нас появляются. В стране проводится несколько хакатонов, например, в рамках NASA Space Apps Challenge, международного события от американского космического агентства. Демонстрации проходят по всему миру, в частности в нескольких украинских городах. А в конце мая в Киеве состоялся национальный этап хакатона ActInSpace Европейского космического агентства. На нем победила команда Space Cossacks, которая представила Unmanned hybrid Air Platform, то есть автономную гибридную воздушную платформу. В конце июня «космические казаки» примут участие в финале конкурса во французской Тулузе, а перед этим успеют выступить на Летней школе по космическим технологиям в Киеве.
БОЛЬШИЕ ДЕЛА МАЛЕНЬКИХ СПУТНИКОВ
Команда научных работников, преподавателей и студентов КПИ успешно запустила уже два наноспутника POLYITAN и имеет планы по созданию еще трех («День» рассказывал об инноваторах в материале «Большие возможности маленького наноспутника» №110—111 «День» за 24—25 июня 2016 года).
«Мы привыкли, что спутники — что-то чрезвычайно тяжелое, большое и дорогое. Где-то до 2005 года так оно и было. Масса стандартного телевизионного спутника от 500 килограммов до 2,5 тонны, делают и тестируют его, как правило, несколько лет, потом достаточно сложный запуск, — говорит преподаватель КПИ Евгений Коваленко, который занимается разработкой POLYITAN. — В результате развития техники появилась возможность строить небольшие спутники, которые называют наноспутниками. Да, они проще больших «побратимов», но, как и те, могут ориентироваться в пространстве, сами вращаться, передавать данные с Земли, на них может быть установлено разное оборудование: камеры, сенсоры и т.п.».
Когда в 2005 году в Европе начали разрабатывать наноспутники, в КПИ возникла идея тоже это попробовать. Первая попытка была не слишком удачной. Только в 2012 году в университете сделали первый наноспутник, PolyITAN-1, и в 2014-ом его вывели на околоземную орбиту. Основной целью было показать, что Украина вообще может сделать такое.
«ПЕРУН» ОТ СТУДЕНТОВ НАУ. СЕРГЕЙ ПИПКО ПОКАЗЫВАЕТ, ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ОДНА ИЗ РАКЕТ КОНСТРУКТОРСКОГО БЮРО NAUROCKET
Второй наноспутник, PolyITAN-2-SAU, приобщили к большой международной программе. «Где-то в 2010 году в Европе выдали достаточно серьезный грант, чтобы исследовать параметры верхних слоев атмосферы, в первую очередь концентрацию атомарного кислорода, создать карту его распределения. Кислород — это один из довольно химически активных элементов. Представьте, если одиночные молекулы кислорода врезаются в обшивку какого-то аппарата на скорости 8 километров в секунду — само собой, если обшивка может хоть немного реагировать химически, она среагирует. Она просто трухлеет. Это довольно серьезная проблема для низколетающих аппаратов. Поэтому создали проект QB50. Должны были запустить 50 наноспутников из разных стран мира (в итоге к космическому старту допустили 28 аппаратов. — Авт.), на каждом из которых установлен датчик, который измеряет концентрацию атомарного кислорода на орбите спутника. В идеале спутники должны летать два года. Потом полученные данные объединяются и создается глобальная карта. Мы приняли участие в проекте», — рассказывает Евгений.
В конце мая 2017 года PolyITAN-2-SAU запустили на околоземную орбиту, более года он успешно выполняет задание.
Сейчас команда из КПИ разрабатывает еще три спутника. Третий, работа над которым активно ведется, будет иметь на борту фото- и видеокамеру, благодаря чему можно будет делать космические снимки Земли. Четвертый будет предназначаться для гравитационных исследований. Пятый планируют использовать для биологических опытов. «В одном из университетов Украины разработали своего рода герметичную капсулу, где находится замкнутая система, которая уже прошла испытание на Земле, и она будет запущена в космос, — говорит Евгений Коваленко. — Эксперименты с растениями также проводились на МКС, но там долго их проводить дорого, и этого никто не делал, потому что пока это особо не нужно. Илон Маск в настоящий момент пропагандирует полет на Марс — а это явно будет длиться не один месяц, за это время космонавтам нужно что-то есть, нужно, чтобы на корабле была экосистема, которая сможет сама себя восстанавливать, давать кислород и еду. Поэтому если наш эксперимент удастся, с большой вероятностью его результаты используют во время первого полета на Марс или первого дальнего полета».
ХОББИ — ДЕЛАТЬ РАКЕТЫ
В этом году в Национальном авиационном университете появилась инициатива NAURocket, студенческое конструкторское бюро экспериментального ракетостроения. Хотя инициатива новая, ее участники уже несколько раз проводили успешные запуски ракет. Научным руководителем NAURocket является кандидат химических наук Сергей Пипко. Он давно увлекался экспериментальным ракетостроением, в 1998-м, с распространением интернета, увидел, насколько это продвинуто за рубежом, и понял, что нужно выходить на другой уровень.
«Люди просто развлекаются, сугубо хобби. Но помимо этого экспериментальное ракетостроение широко распространено в университетах, особенно Штатов и Европы. Существуют свои программы, когда студенты делают ракеты, на них — какую-то научную программу, выступают на соревнованиях», — отмечает Сергей.
В начале 2000-х в Украине оформилась группа людей, которые занимаются экспериментальным ракетостроением. «В Киеве нас пятеро. Это мало, но у каждого есть своя ракета, двигатели, электроника, каждый что-то запускает», — описывает среду Сергей Пипко.
В начале этого года информация о группе экспериментаторов стала расходиться по соцсетям. Сергей выступал во Львовской политехнике, где студенты захотели создать ракетный кружок, который сегодня работает. Еще через неделю ученый встретился со студентами НАУ, и с этого началось конструкторское бюро NAURocket. Сергей Пипко вспоминает: «Буквально через неделю студенты начали делать ракеты. Через несколько занятий вышли три хорошие ракеты».
На видео Сергей показывает первый успешный запуск ракеты студентов НАУ. Через полторы недели эту ракету запустили снова, а также еще одну, оснащенную видеокамерой, что позволяет снимать полет. Для понимания мощностей ракета с камерой поднялась на 450 метров. Вообще ее расчетная высота полета составляет 600 метров, но камера делает устройство тяжелее и влияет на этот показатель.
НЕМНОГО «ФЕЙЕРВЕРКА»
После рассказа Сергей Пипко берет ярко-зеленого «Перуна», одну из ракет, сделанных студентами НАУ. Он показывает, как определяется вышибной заряд, благодаря которому главная часть ракеты отделяется от корпуса, когда аппарат проходит точку апогея и на парашюте спускается на землю. Мы выходим на улицу, становимся за несколько метров и, конечно, не запускаем ракету — для этого нужно большое открытое пространство — а смотрим, как «вышибается» вышибной заряд. Потом Сергей Пипко показывает, как сгорает ракетное топливо — смесь сорбита с нитратом калия. В одном из вариантов смеси содержится титановый порошок, поэтому она сгорает с искрами, будто фейерверк.
Более зажигающего финала нечего и ожидать, и мы уезжаем. По дороге читаю новости о планах Дональда Трампа создать космические войска, об идее NASA отправить на спутник Сатурна Титан субмарину для исследований — так как ученые доказали наличие жидкости на его поверхности. И еще неугомонные специалисты NASA перевели в звук электромагнитные колебания Юпитера. Космос настолько велик, что в нем действительно можно найти себя с любыми навыками.