В последних номерах журнала «Школяр» дети читали повесть об Иване Сирко, истории о героях современной войны с Россией и о мечтах их детей, узнавали о приезде в Украину человека невероятной силы духа Ника Вуйчича... Кстати, читали журнал дети с особенностями зрения, напечатан он шрифтом Брайля. До недавнего времени существование периодического издания было под большим вопросом, поскольку Киевская городская государственная администрация судилась с редакцией за помещение, где та располагалась.
ДВА ЭТАЖА РАЗДОРА
Еще два периодических издания, газету «Промінь» и журнал «Заклик», ориентированные на взрослого читателя, вместе с «Школяром» много лет подряд готовит редакция периодических изданий для незрячих, единственная на всю страну. Принадлежит она Украинскому обществу слепых и расположена в доме, построенном в 1960-х годах прошлого века на средства УТОС. Редакция занимает два этажа здания на улице Леонида Первомайского, 7А. Это практически центр Киева, Печерск. Отсюда и основная причина судебной тяжбы за редакционное помещение между УТОС и КГГА.
Суды продолжались с 2015 года. Что интересно, первым подало иск Украинское общество слепых, чтобы утвердить право собственности на редакционное помещение за собой. Как объяснил член УТОС Александр Осадчий, в 1988 году дом был безвозмездно передан на баланс Управления жилищного хозяйства Печерского района в городе Киеве как жилой. Однако в 1992 году КГГА приняла решение, которым включила в состав коммунального имущества весь дом, в частности с административными помещениями, к которым относился редакционный офис. Поэтому в прошлом году УТОС обратилось в суд, чтобы закрепить за собой право собственности на это помещение. Важно, что у членов организации есть все документы, которые доказывают, что редакционное помещение принадлежит обществу.
«ОЖИДАЛИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ СУДА»
Суд первой инстанции вынес решение в интересах истцов, однако КГГА подала апелляцию. Апелляционный суд поддержал предыдущее решение, после чего мэрия обратилась в Высший хозяйственный суд, чтобы все-таки оставить редакционное помещение за собой. Недавно завершилось слушание по этому делу, и Высший хозяйственный суд вынес вердикт в интересах УТОС, хотя сначала дело велось в совсем другом русле.
«Люди начали волноваться, потому что, как правило, суд кассационной инстанции не проверяет доказательства, а здесь судьи требовали доказательную базу, поэтому все расценили это так, что будет не законное решение, а политическое,— объяснял адвокат Степан Филип, который защищал интересы УТОС в суде. — Но реально все предпосылки для этого создавались, в частности через поведение судей. Потому что когда нас спрашивают, на что мы потратили деньги, это одно, а когда спрашивают, куда вы ездили на те четыре литра бензина, по которым не сходятся документы, это другое дело. Поэтому возникла такая обеспокоенность».
Степан Филип: Можете представить, что вас не учили ни писать, ни читать? Сегодня политика государства такова, чтобы незрячие были безграмотными. Я был на Форуме издателей во Львове, и меня поразила тема одного круглого стола— о том, нужен ли Брайль при современных технологиях. Это то же, что спрашивать, для чего нам театр, кино, образование. Без давления на власть никто о потребностях людей с проблемами зрения не позаботится. А этим людям есть чем заниматься и без оббивания порогов чиновнических кабинетов
Сомнения относительно судебного решения возникали не только у адвоката. «Последнее заседание проходило более-менее нормально, в отличие от предыдущих. А сначала действительно были сомнения относительно окончательного решения, так как речь идет о таком лакомом кусочке земли на Печерске,— рассказывал «Дню» после суда Александр Осадчий.— У нас есть акт о введении дома в эксплуатацию, денежная оценка, буквально все документы, которые подняли из архивов. Земля выдана для УТОС в 1953 году, построили этот дом в 1962-м, квартиры давали тем, кто стоял на квартирном учете. Мэр Киева Виталий Кличко недавно тоже признал, что право собственности за нами».
ЗАКРЫТЫЙ БЮДЖЕТ
Так или иначе город создал дополнительные проблемы обществу. Кроме того, в последние годы повысил арендную плату. Как добавляет Степан Филип, еще и добавили к аренде уплату налога на землю в размере 13 тысяч гривен ежемесячно. А УТОС и без того переживает не самые лучшие времена, не хватает средств на разные проекты. Впрочем, периодические издания пытаются издавать непрерывно, поскольку это единственная возможность для незрячих прикоснуться к слову. За государственные средства в последние годы практически ничего не печатается.
«С 2009 года доступ к бюджету для нас закрыли, нам оказывает финансовую помощь Фонд социальной защиты инвалидов. То есть вместо того, чтобы получить помощь на улучшение социальных условий, мы используем ее на выпуск литературы шрифтом Брайля— ведь нам не могут дать несколько видов помощи,— рассказывает Степан Филип, который помимо адвокатской деятельности еще и руководит Домом печати и звукозаписи УТОС. — Нам на год выдают 1 миллион 900 тысяч гривен, и за эти средства мы выпускаем шрифтом Брайля около 40 книг, по сто экземпляров каждая, и около 200 озвученных книг. Распространяем их в пределах УТОС по всей Украине, а также в библиотеках и школах-интернатах».
«ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ТАКОВА, ЧТОБЫ НЕЗРЯЧИЕ БЫЛИ БЕЗГРАМОТНЫМИ»
Но это капля в море, учитывая то, сколько художественной или научно-популярной литературы появляется ежегодно, не говоря о периодике. На наше уточнение, насколько важна для незрячих единственная на всю страну специализированная редакция, Степан Филипп ответил встречным вопросом: «Можете представить, что вас не учили ни писать, ни читать? Сегодня политика государства такова, чтобы незрячие были безграмотными. Я был на Форуме издателей во Львове, и меня поразила тема одного круглого стола— о том, нужен ли Брайль при современных технологиях. Это то же, что спрашивать, для чего нам театр, кино, образование».
В большинстве случаев издания для незрячих выходят в свет исключительно по инициативе самих незрячих. Например, год назад Всеукраинская молодежная общественная организация людей с инвалидностью по зрению «Генерация успешного действия» презентовала рельефно-графическую административную карту Украины, изготовленную шрифтом Брайля. Ее подготовили специально для школ, где учатся дети с особенностями зрения. А от государства подобные материалы учебные заведения получали еще в советское время. Напечатали новые карты в Польше на средства Отдела прессы, образования и культуры Посольства США в Украине.
На вопрос, будет ли хоть какое-то финансирование специализированной литературы в бюджете на 2017 год, Степан Филип иронически отмахивается. Отмечает, что без давления на власть никто о потребностях людей с проблемами зрения не позаботится. А этим людям есть чем заниматься и без оббивания порогов чиновнических кабинетов.