Изготовленный в конце Х века, 88 сантиметров длиной, из них 20,5 сантиметра — эфес, ширина перекрестка — 13 сантиметров, вес — свыше 1 300 граммов. Сделанный из стали, эфес был инкрустирован серебром и золотом. На эфесе есть прямые кресты, которые, вероятно, символизируют солнце, косые кресты — символизируют воинскую доблесть, цепи — власть. Весьма возможно, что меч был драгоценным оружием какой-то воинской верхушки и служил не одно десятилетие, сменяя владельцев.
В истории уже знаменитого «меча викинга» много белых пятен, потому что нашли его не профессиональные исследователи, а так называемые «черные» археологи, случилось это в Бродовском районе Львовской области 2015 года. Грабители хотели вывезти артефакт через Россию в Эстонию, но — уникальный для Украины прецедент — этому помешали. После длительной реставрации, 5 марта, меч передали в Историко-краеведческий музей в Винниках Львовской области. За одиссеей меча «День» следит не один год, поэтому приводим эту историю в деталях.
БОЙ ПЕРВЫЙ: С РОССИЕЙ
Три года назад, 1 марта 2016-го, эстонские таможенники обнаружили в одном из грузовиков на границе Эстонии и России древний меч. Находку конфисковали, поскольку водитель — гражданин Беларуси — не имел разрешения на транспортировку артефакта. Экспертиза выяснила, что мечу около тысячи лет. Претензии на артефакт выдвинула Россия, и Эстония планировала отдать находку ей. Но украинские специалисты забили тревогу, заявляя, что раритет происходит из Украины. Сначала в соцсетях об этом написал археолог Максим ЛЕВАДА, на публикацию среагировал историк Алексей Копитько, подключился народный депутат Дмитрий Тимчук, который сделал запросы в ответственные структуры.
Максим Левада напоминает и других участников этого процесса: Василий Рожко, который возглавлял управление музейного дела Министерства культуры, начал оформление, авторитетный археолог, специалист по средневековому оружию Федор Андрощук подтвердил, что идет речь о мече, найденном в Украине, тогдашний посол Украины в Эстонии Виктор Крыжанивский рискнул еще без команды из Киева заявить о том, что Украина требует вернуть меч, первый секретарь посольства Украины в Эстонии Василий Яковенко работал с эстонскими коллегами, обеспечивая весь процесс возврата. В придачу, ситуацию держал на контроле тогдашний заместитель председателя Администрации Президента Ростислав Павленко. В итоге Украина доказала, что меч незаконно нашли на Львовщине и нелегально вывезли в РФ.
БОЙ ВТОРОЙ: С КОНТРАБАНДИСТАМИ
Когда меч привезли в Киев, Служба безопасности Украины открыла уголовное производство по факту контрабанды культурных ценностей. В конце января 2017 года сотрудники Управления СБУ в Ровенской области задержали группу из пяти граждан Украины и двух граждан Беларуси, причастных к вывозу «меча викинга». Кстати, во время обыска у преступников изъяли более 1 000 археологических предметов, которые датировали VII веком до нашей эры — ХХ веком нашей эры, среди них, например, монеты и перстни. Артефакты передали в собственность государства.
Наверное, тогда художник-реставратор Виктор ГОЛУБ выдохнул с облегчением: после завершения следствия «меч викинга» наконец можно было забрать на реставрацию. Эти работы проводили в Национальном научно-исследовательском реставрационном центре Украины, где Виктор Голуб возглавляет научно-исследовательский отдел.
«Железо всеми силами хочет превратиться в руду, из которой вышло», — отмечал «Дню» Виктор Голуб в начале реставрации (материал «Защита от «коррозии» памяти» на сайте «Дня», 4 июня 2017 года). Меч пережил несколько путешествий, а поскольку черный металл разрушается быстро, на нем начали появляться трещины, отслаивались фрагменты минерализованных корок. Чтобы остановить разрушение, пока меч оставался вещдоком, Виктор Голуб периодически обрабатывал проблемные участки, но тогда не мог вмешиваться глубоко.
Между тем в мае 2017 года в Ровенской области вынесли приговор человеку, причастному к попытке продать «меч викинга» за границу. Как сообщала пресс-служба прокуратуры Ровенской области, Ровенский городской суд назначил преступнику четыре года лишения свободы. Подсудимый полностью признал вину и раскаялся, потому его освободили от отбывания наказания с испытательным сроком в три года.
БОЙ ТРЕТИЙ: ЗА ЭФЕС
Реставрация длилась около полутора лет, хотя сначала Виктор Голуб планировал справиться за год.
Уже в начале работы меч превзошел все ожидания реставратора: под слоем коррозии мастер обнаружил серебряный декор в виде орнамента «плетенка». Самой сложной во время реставрации стала собственно работа по сохранению инкрустации. «Коррозийные наслоения были практически соединены с серебром — практически микроцементом, перемешанные с песком. Было трудно открывать все это, делали это по полмиллиметра — и это даже не наименьший участок», — вспоминает Виктор Голуб. Министр культуры Евгений НИЩУК даже подарил реставраторам специальный микроскоп, который приобрел из собственной премии, чтобы специалисты могли сохранить меч как можно лучше и в то же время не портили здоровье мелкой тяжелой работой.
Богатая отделка артефакта, который отнесли к мечам каролингского типа, не имеет аналогов в мире, упомянутая композиция декора — прямые и косые кресты, цепи в технике черни — до сих пор не известна.
По словам Виктора Голуба, изношенность слоя серебра свидетельствует, что меч долго использовался, и относились к нему особенно — его не покидали. Кстати, золоченые кресты, как и украшение из серебряного провода, утеряны вообще.
«Меч могли передавать в течение века, может, и больше, — добавляет художник-реставратор. — Говорю это, потому что конец клинка не характерен для Х века, эти мечи были рубящим оружием, имели заоваленное острие, а здесь оно заточено, так делали уже в ХІ — ХІІ веках. Это говорит о том, что к мечу приложились позже: то есть он сделан в Х веке, тогда им пользовались, а кто-то еще потом заострил его».
БОЙ ЧЕТВЕРТЫЙ: ЗА КОНТЕКСТ
Поскольку меч нашли так называемые «черные» археологи, которые не слишком заботились об исследовании памятника истории, теперь специалистам придется поломать голову, чтобы узнать больше о происхождении артефакта.
Директор коммунального заведения Львовского облсовета «Историко-краеведческий музей» (Львов-Винники) Игорь ТИМЕЦ говорит: «Конечно, мы планируем провести исследование меча, который дал много ответов, но и поставил много вопросов. Первое и главное — установить место, где его нашли». Планируется изучить местность, где это могло случиться, чтобы выяснить, например, бросили ли меч во время битвы, или это случайные потери, или захоронение. Право на существование имеют многие версии.
«Мы можем выразить предположение, что меч мог принадлежать элите, исторической личности, которая вошла в историю. Но доказательств у нас нет. Возможно, кто-то когда-то откроет это, — рассуждает Виктор Голуб. — Это конец Х века, тогда на тех территориях были и варяги, проходили боевые действия, и этот меч мог принадлежать, скорее всего, какому-то почтенному военному начальнику. Ведь рукоятка, если приложить ее к поясу, выглядит очень особенно. Опять-таки, особенная символика, это не просто украшение».
Оценивать современную стоимость музейной ценности среди специалистов считается моветоном, но что касается ценности меча в период создания — очевидно, что это была ценная вещь. «По нашим меркам — на уровне дорогого «Мерседеса», — улыбается Виктор Голуб. — Мечами владели только очень богатые воины, тогда как простые воевали топорами, булавами. Мечи заказывали, клинки изготовляли в Европе, в Каролингской империи даже был официальный запрет Карла Великого продавать мечи за границу, их вывозили контрабандой. Они стоили дорого, имели разнообразную отделку, и именно поэтому и вошли в историю».
Контрабандист — востребованная профессия.
БОЙ ПЯТЫЙ: ЗА ПАМЯТЬ
Музею в Винниках меч передали на торжественной церемонии в Доме митрополита на территории заповедника «София Киевская», то есть рядом с легендарным собором — практически ровесником меча. На событие пришли члены правительства, куча журналистов — что прекрасно. Правда, почему-то не было ни одного из тех, кто не позволил России забрать меч, разве что заочно вручили награду от Министерства культуры Василию Рожко.
«Эта история тянет на хороший художественный фильм, мы даже переговорили с некоторыми нашими писателями, которые бы взялись описать эту историю», — отметил на торжествах министр культуры Евгений Нищук. Если этот замысел воплотится, надеемся, история путешествий меча будет отображена как можно полнее.
Саму передачу меча мэр города Винники Владимир КВУРТ прокомментировал так: «Это почетно, это вдохновляет, но это совсем не случайно. Усилиями именно историко-краеведческого музея в Винниках в течение последних лет происходят масштабные международные конференции по археологии, которые признаются Европой. Именно Винники инициировали много археологических экспедиций, которые занимаются возвращением украинской истории».
Выбор места хранения связан и с тем, что меч происходит из западной части Украины. Заодно, по словам Евгения Нищука, это нужно, чтобы была заинтересованность посещать музеи не только в Киеве. В этом контексте министр напомнил о найденном в начале 2010-х «мече Святослава», переданном заповеднику «Хортица», и скифском мече V века до нашей эры, найденном неизвестным честным человеком в Славянске, — в прошлом году отреставрированный артефакт отдали в местный краеведческий музей.
Относительно условий сохранения «меча викинга», то главное, подчеркивает Виктор Голуб — это отсутствие перепадов температур. В агрессивных условиях могут активизироваться процессы коррозии, но при постоянном наблюдении за мечом, если опасные участки вовремя будут обрабатывать, артефакт долго будет служить для, так сказать, воспитания потомков.
БОЙ ШЕСТОЙ: С «ЧЕРНЫМИ» КОПАЧАМИ
«Меч викинга» прекрасен, но сколько ценностей мы потеряли и еще потеряем? Археолог Максим Левада не один десяток лет отслеживает «работу» «черных» копачей и — веяние времени — онлайн-аукционов, где те сбывают награбленные старинные обладунки, древнерусские украшения и тому подобное. Конечно, наша жизнь все более переходит в интернет, но уникальные ценности хочется видеть «офлайн», в музеях, а не на скриншотах.
Евгений Нищук уверяет, что в Министерстве культуры начали активно работать в русле борьбы с «черной» археологией последние два с половиной — три года, усилив контакт с ЮНЕСКО и другими организациями, которые отслеживают или прекращают подобные действия.
«Среди моих личных обращений на международных форумах под эгидой ООН и ЮНЕСКО — это то, что касается незаконной, я бы сказал, преступной археологии на территории Херсонеса Таврического, а также — уничтожение Ханского дворца в Бахчисарае, — комментирует министр культуры. — К большому сожалению, из-за аннексии Крыма мы не имеем доступа туда, потому обращались в ЮНЕСКО и другие организации, чтобы была создана прямая мониторинговая миссия, которая бы дала возможность отслеживать эти преступные процессы. Так же внутри страны, где, очевидно, немного легче, потому что о любых приведенных нам фактах того, что где-то осуществляются незаконные раскопки или работы, мы сразу сообщаем в правоохранительные органы, по некоторых из этих случаев есть уголовные производства. Например, проводились незаконные земельные работы на территории Киево-Печерской лавры, мы сообщали об этом, и там есть заведенные дела». К слову, с незаконным строительством на территории Киево-Печерской лавры в Министерстве культуры начали бороться после публичного обращения народного депутата Дмитрия Тимчука.
Присутствующий на торжествах первый вице-премьер-министр — министр экономического развития и торговли Степан КУБИВ уверял: «Задача для нас как для правительства — разработать соответствующий пакет документов (для борьбы с «черной» археологией. — Авт.), разработать законодательную базу, которая должна быть принята Верховной Радой, утверждена постановлениями Кабинета Министров, о чем я информировал премьер-министра Украины».
Поэтому бой с «черной» археологией продолжается, и когда и как он завершится, честно говоря, представить трудно. Между тем, с 12 марта «меч викинга» будут экспонировать в музее в Винниках на выставке «Спасенные сокровища Украины». И если (помечтаем) на эту выставку будут стоять очереди, как перед концертом Олега Винника, то это — еще одна победа.